Если вы преподаете боевые искусства, то «Я не знаю» – это одни из самых важных слов, которые вы можете произносить в своем додзе. Почему? Потому что, когда студент слышит, как вы используете эти слова, он может установить стандарт, по которому он или она будет судить о вас и вашем учреждении. Об этом в своем материале сообщает BlackBeltMag.
В конце концов, как сенсей, вы должны знать, почему вы сенсей, не так ли? Если вы записались на урок французского языка и в первый день спросили своего учителя, как сказать «привет» по-французски, а он ответил: «Я не знаю», вы, вероятно, предпримете шаги, чтобы вернуть деньги за обучение.
Так что да, если вы не знаете основ своего искусства и того, как преподавать, вам не следует вести занятия. Однако если у вас есть студенты, которые обучались 10 или 20 лет, и вы подняли их до высокого уровня компетентности, то «Я не знаю» – это то, что им следует слышать, по крайней мере, время от времени. А если это ответ на вопрос новичка, ответ «Я не знаю» не обязательно плохой.
Учителя часто признаются, что иногда ученики – даже новички – задают такой вопрос, на который им приходится говорить, хотя бы себе: «Я никогда об этом не думал». Это естественно – чувствовать смущение. Однако не погрязайте в этом чувстве. Вместо этого используйте его как катализатор для поиска ответа.
Правильный ответ, когда вам задают вопрос, на который вы не знаете ответа: «Я не знаю; Мне нужно это изучить». А затем дать ответ.
Возможно, вопрос исторический или технический. Это не имеет значения. Ваша задача как учителя найти ответ и дать его ученику. Как вам следует это сделать? Один из лучших способов — спросить своего учителя. О, у тебя нет учителя? Ну, возможно, это то, что вы хотите пересмотреть. Действительно ли вы в своем стремлении к мастерству достигли такого уровня, когда больше не думаете, что вам нужен наставник?
Возможно, ваш учитель умер или недоступен по какой-либо причине. В этом случае у вас должны быть коллеги, с которыми можно посоветоваться. Сила вашего искусства во многом зависит от наличия близких отношений с другими учителями. Это хороший пример того, почему эти отношения важны.
Как только вы найдете ответ или хотя бы объяснение, ваша обязанность – вернуться к ученику. Расскажите ему или ей, в чем заключается ответ. Это служит хорошей целью: показывает ученику, что все искусства включают в себя элемент сотрудничества и взаимных усилий. Это также показывает ученику, что независимо от того, как долго он тренируется, всегда будет чему поучиться и что даже для учителя важно смиренное отношение.
Если студент, задавший вопрос, старшеклассник, ситуация может оказаться более сложной и сложной. На этом этапе вы можете изменить свой ответ: «Я не знаю; нам нужно это изучить».
Всем пожилым людям необходимо принять тот факт, что, хотя отношения учителя и ученика всегда предполагают определенный порядок, эти отношения со временем все равно меняются. Ученик никогда не сможет быть «равным» учителю в социальном смысле. Влияние конфуцианской мысли на боевые искусства укоренилось слишком глубоко. Ученик всегда должен в чем-то подчиняться учителю — точно так же, как мы должны подчиняться нашим родителям. Однако старший и учитель за долгие годы обучения становятся похожими на коллег. Ученик уважает позицию учителя, а учитель начинает уважать знания и умения ученика. Все больше и больше они исследуют путь вместе — именно поэтому говорят, что обе стороны должны изучить вопросы, чтобы найти ответ.
В первый раз студент задает вопрос, на который вы не можете ответить, а вы говорите: «Нам нужно подумать об этом и поработать над этим», это должно вызвать у ученика чувство одновременно гордости и смирения. Он должен чувствовать гордость, потому что это свидетельствует о его прогрессе на этом пути. Он должен чувствовать себя смиренным, потому что это означает, что теперь на нем лежит больше ответственности. Вы больше не ожидаете, что он будет играть исключительно студента. Он понимает, что является частью процесса и должен играть более активную роль в тренировках.
Когда вы, как учитель, зависите от помощи ученика, изучение искусства становится гораздо более увлекательным и полезным. Вместо того, чтобы быть чем-то, что делает студент, искусство становится тем, чем студент является.
Независимо от того, получаете вы вопрос от относительного новичка или продвинутого студента, вам следует иметь в виду еще одну вещь: ваш ученик не ожидает, что у вас есть ответы на все вопросы. Он знает, что любое боевое искусство многоуровневое и сложное, это занятие, на овладение которым уходит целая жизнь. Он не теряет к вам уважения, когда вы говорите: «Я не знаю».
Признание того, что вы не знаете, не умаляет вашего авторитета среди учеников. На самом деле, это может повысить самоощущение ваших учеников. В вашем признании они видят, что модель сенсея – это не какая-то фантастическая цель, недостижимая для всех, кроме немногих, чьи силы почти сверхчеловеческие. Они видят, что вы сталкиваетесь с теми же проблемами, что и они, когда приходят в додзе.
В боевых искусствах задействовано много эго. Как учитель, вы должны быть к этому еще более чувствительны, чем ваши ученики. Один из способов осознать эти проблемы и решить их – это время от времени использовать простые слова: «Я не знаю».