У древних греков не было высоких кулинарных претензий; они готовили, что было под рукой, не обращая внимания на изыски. Более того, из-за климата некоторые культуры не произрастали на этой жаркой земле.
В Спарте, однако, сформировалась строгая гастрономическая традиция. Пища, привычная спартанцам, была весьма отличной от привычной для жителей других регионов Древней Греции. Особенно известна была черная похлебка, которая могла показаться непривлекательной другим грекам. Тем не менее, именно эта пища считалась ключом к непобедимости спартанцев на поле боя.
Поэты Древней Греции часто высмеивали вкус и вид похлебки
Историки, к сожалению, не располагают точным рецептом для легендарной черной похлебки. Однако известно, что она составляла основу рациона древних спартанцев. Из различных источников известно, что блюдо готовили из свинины, смешивая её с кровью, что придавало ему темный, почти черный оттенок. Кроме того, в состав входили уксус и большое количество соли.
Древнегреческие поэты насмехались над черной похлебкой, первое упоминание о которой находится в произведении Ферекрата в V веке до н.э. В его произведении героиня описывает потоки бульона, который, как она утверждает, льется в подземный мир.
В «Жизнеописании Ликурга» Плутарх писал, что старейшины общины пьют похлебку, в то время как молодежь употребляет мясо из нее. Когда царь Понта выразил желание попробовать эту известную кухню, спартанский шеф-повар приготовил ее специально для него. Однако царь был неприятно удивлен как внешним видом, так и вкусом блюда. Шеф-повар заметил, что истинно оценить это блюдо могут лишь те, кто пережил купание в реке Эвроте, то есть настоящие спартанцы. Похожий случай описывает Цицерон, хотя в его произведении главным героем выступает тиран Дионисий.
Спартанцы ели черную похлебку на пирах
Жители Спарты были частыми участниками общих застолий, где главным блюдом была черная похлебка. Практически ни один спартанец не обходился без этого блюда. Иногда такие пировые сборища проходили довольно часто, и все участники вносили свой вклад. Эти собрания имели не только развлекательный, но и практический характер. Они способствовали укреплению дружеских связей между воинами и руководством.
Некоторые историки подвергают сомнению идею о «элитарности» черной похлебки. Возможно, ее популярность была связана с ритуалами жертвоприношения, которые были распространены в те времена.
Нет достоверных сведений о том, употребляли ли женщины и дети черную похлебку. Вероятно, это блюдо приготавливали и потребляли только воины с целью набрать сил и энергии. Возможно, данное блюдо служило своеобразной инициацией для спартанцев, определяя их готовность к боевым действиям. Подобную теорию выдвигает Плутарх.
Блюдо не для каждого
Жители соседних земель не употребляли черную похлебку, возможно, из-за ее непривлекательного, даже отталкивающего вида, или же потому, что спартанцы не разрешали им это делать. Даже посетителям не предлагали это блюдо, а вместо него угощали чем-то более аппетитным.
Современные кулинары утверждают, что аналогом легендарной черной похлебки является филиппинское блюдо динугуан. Это мясо свинины, тушеное на медленном огне вместе с кровью, а также приправленное чили, чесноком и уксусом. В Германии создали свое подобие — Schwarzsauer — суп с кровяной колбасой и уксусом.
Чем же обусловлен успех черной похлебки? Несмотря на свою простоту и скромность, это блюдо обладало высокой питательностью, что придавало воинам необходимый запас энергии. Некоторые историки даже шутят, что именно благодаря этому «суровому» блюду спартанцы приобрели свой характер, свирепость и непобедимость.