Рассказываем, кто придумал это средство и как оно модернизировалось сквозь года
Фото Дарьи Гордовой на Unsplash
История показывает, что обычай красить губы появился много раньше, чем пала Троя или была построена пирамида Хеопса. Самые ранние следы уводят в долину реки Инд, где пять тысяч лет назад местные женщины наводили красоту с помощью смеси красной глины с маслами и оксидами железа.
Примерно в то же время модницы Месопотамии подмешивали в макияж красный фермент личинок кошенили и толченые полудрагоценные камни. А древние египтянки добавляли в состав краски измельченную рыбью чешую, чтобы губы таинственно мерцали.
Как это ни странно, но самим термином «помада» мы обязаны мужчине — а именно кардиналу Ришелье! Дело в том, что Его Высокопреосвященство обожал яблочный аромат и поручил своему лекарю изготовить состав с соответствующим запахом.
Получившуюся бесцветную душистую мазь герцог окрестил помадой (от французского слова pomme — «яблоко») и смазывал верхнюю губу и самый кончик носа этим составом, чтобы любимый запах сопровождал его повсюду.
Кстати, во времена Людовика XVI помадой в обязательном порядке пользовались и женщины, и мужчины — это никого не шокировало. Дело в том, что очертания губ терялись в мужских бородах и усах, а помада использовалась для того, чтобы их выделить.
Датой появления современной помады для губ считается 1884 год. Тогда на Всемирной выставке в Амстердаме французский Парфюмерный дом Guerlain впервые представил вниманию публики помаду-карандаш (до этого средство для губ помещали в маленькие баночки, которые прекрасно смотрелись на туалетных столиках, но были абсолютно не приспособлены для ношения в дамских сумочках).
Изделие представляло собой палочку из смеси оленьего жира, касторового масла, воска и красителей ярко-вишневого цвета, завернутую в шелковую бумагу. Одной из первых новинку приобрела легендарная актриса Сара Бернар: она окрестила покупку «палочкой Эроса» и начала красить губы вне сцены.
В 1923 году изобретатель из Нэшвилла создал помаду с выкручивающимся механизмом. Во многом его находка была усовершенствованием того, что в 1915 году придумал американец Морис Леви. Он поместил густую матовую помаду в футляр с выдвигающим механизмом — у никелевого цилиндра в форме пули был маленький рычажок сбоку. Фор- му футляра изобретатель позаимствовал у боевых снарядов времен Первой мировой войны.
Следующим крупным нововведением стала «нестираемая» помада, которая появилась в конце 1940-х. Но золотой ее век наступил, несомненно, в 1950-х. Тогда тюбик и вычурная пудреница стали обязательным аксессуаром в сумочке любой дамы. Хотя уже к концу ХХ столетия помада чуть было не оказалась сброшена с «корабля современности» — юному поколению она казалась ужасно старомодной, особенно по сравнению с легкими блесками для губ. В новом тысячелетии многие люксовые марки снова взялись за выпуск специальных коллекций, где помады заключены в футляры, пышность оформления которых напоминает о давно минувших эпохах.