Например, некоторые бактерии были связаны с худшим ответом на иммунотерапию.
Это исследование прокладывает путь к лучшему пониманию того, как бактерии помогают или препятствуют раку (терапии), и как мы можем использовать это в интересах пациентов, говорят исследователи, опубликовавшие свои выводы в журнале Cell.
В нашем организме живут миллиарды микроорганизмов: бактерии, вирусы и дрожжи — наш микробиом. Мы нуждаемся в них, а они нуждаются в нас. Например, бактерии помогают нам переваривать пищу и сотрудничать с нашей иммунной системой в борьбе с патогенами. Кишечные бактерии, в частности, были широко изучены, в том числе в контексте рака. Например, они могут влиять на эффективность иммунотерапии и химиотерапии.
Но эти крошечные сожители также живут за пределами кишечника. Бактерии обнаруживаются, например, в опухолях. Благодаря новым методам исследователи становятся все лучше в выяснении того, какие это микробы. Но как бактерии попадают в опухоль и что именно они там делают, остается в значительной степени неизвестным, что делает неясным, насколько они важны для заболевания и эффекта лечения.
26 видов рака
Поскольку многие пациенты в конечном итоге умирают от метастазов, и многие методы лечения нацелены именно на них, исследовательские группы Эмиля Воеста и Лодевика Весселса более внимательно изучили эти метастазы. В конце концов, мало что было известно о бактериях в этих опухолях. Вместе со своими коллегами, в частности, из Нидерландского института рака и Института Oncode, они составили карту того, какие бактерии присутствуют в метастазах рака.
В тканях из более чем 4000 метастазов 26 типов рака исследователи проанализировали код присутствующей ДНК. Из этого генетического материала можно увидеть не только человеческие клетки, но и бактерии, потому что у них тоже есть ДНК. Для этого они использовали клиническую информацию и данные ДНК, сгенерированные Медицинским фондом Хартвига.
С этой невообразимо большой горой информации (400 терабайт) они использовали вычислительную мощность, чтобы выяснить, какие бактерии собираются в каких местах. Это потребовало большого количества хитроумного программирования, потому что в таком кусочке ткани относительно мало бактериальной ДНК.
«Удивительно, но не только метастазы рака толстой кишки содержат много бактерий», — говорит исследователь Томас Батталья. Этого можно было бы ожидать, потому что большинство наших бактерий находятся в толстой кишке, откуда они, возможно, перемещаются во время метастазирования в другие части тела. «Кроме того, то, какие бактерии присутствуют в метастазах, тесно связано с расположением в организме, условиями и типом рака».
Они также обнаружили связь между бактериями и эффективностью терапии. Например, пациенты с раком легких и Fusobacterium в метастазах хуже реагировали на иммунотерапию, чем их сверстники без этих бактерий. Томас сказал: «Мы также отметили, что чем разнообразнее бактериальное сообщество, тем активнее соседние опухолевые клетки».
«Наша работа открывает двери для изучения новых форм лечения, например, против бактерий, которые могут помочь опухоли», — говорит соавтор исследования Айрис Мимпен. «Это помогает нам понять, как работает сложная среда опухолей, среда, в которой все виды клеток, включая бактерии, живут вместе и влияют друг на друга».