Новое исследование показывает, что «совы» имеют более высокий индекс массы тела, бОльшие объемы талии, больше скрытого жира и на 46% больше подвержены риску развития сахарного диабета второго типа, чем те, кто ложится спать раньше. Об этом сообщает журнал «Диабетология» (США) через МedicalХpress.
Руководитель исследования д-р Йерон ван дер Вельде из Лейденского университета: «Предыдущие исследования указывали на то, что поздний хронотип — предпочтение ложиться спать и вставать поздно — ассоциируется с нездоровым образом жизни. Например, такие люди чаще курят или имеют нездоровую диету, что предположительно объясняет их более высокий риск ожирения и метаболических нарушений, включая сахарный диабет второго типа».
Однако, по словам ученого, лишь роли одного образа жизни недостаточно, чтобы полностью объяснить связь между поздним хронотипом и метаболическими нарушениями. Авторы нового исследования изучили связь между временем сна, сахарным диабетом второго типа и распределением жира среди более чем 5000 человек. Висцеральный жир и жир в печени измеряли у 1526 участников с помощью МРТ и МР-спектроскопии соответственно. Участников наблюдали в течение 6,6 лет, за это время у 225 человек был диагностирован сахарный диабет. Результаты скорректировали по возрасту, полу, уровню образования, общей массе тела и образу жизни (физическая активность, качество диеты, потребление алкоголя, курение, качество и продолжительность сна).
«Вероятное объяснение высокого риска для «сов» заключается в том, что циркадный ритм или биологические часы у этих людей не соответствуют рабочим и социальным графикам, что может привести к циркадной дезинхронизации и, как следствие, метаболическим нарушениям и развитию сахарного диабета», — поясняет д-р ван дер Вельде.
Результаты также показали, что у людей с поздним хронотипом ИМТ был на 0,7 кг/м2 выше, объем талии на 1,9 см больше, висцерального жира на 7 см2 больше и содержание жира в печени на 14% выше.
«Кроме того, люди с поздним хронотипом чаще едят поздно вечером. Однако привычка не есть после 18 часов может быть полезной для метаболизма. Доказательная база пока недостаточна, но со временем мы планируем предоставлять конкретные рекомендации по времени изменения образа жизни», —говорит д-р ван дер Вельде.