Перед моими глазами вывеска: «Мест нет». Огромная толпа людей стоит у входа в один из столичных клубов. Охрана всем своим видом показывает, что спорить и упрашивать совершенно бесполезно… Но меня это не касалось, я был приглашенным гостем, випом, как любят говорить в народе, и заходил через отдельный вход вместе со своими друзьями музыкантами. Еще с нами были особые гости — легенды Deep Purple, благодаря которым вечер и приобрел уникальный характер, а выступление группы Green Town, на которое мы, собственно, и пришли, стало невероятным историческим событием!
На концертах Green Town тогда обычно яблоку негде было упасть, к этому уже привыкли. Группа имела своих постоянных поклонников, любителей настоящего «старого» рока. Но что ждало всех в тот вечер, мало кто догадывался. Я пригласил особых гостей на концерт, поэтому с нетерпением ждал начала!
Репертуар Green Town, высококлассной кавер-группы, был основан на золотом фонде рок-музыки — классических хитах, начиная c Deep Purple и до современных исполнителей жанра. На протяжении многих лет группа работала в жестком концертном режиме, и музыканты дошли до невероятного исполнительского уровня, ничуть не уступая западным коллегам, ломая сложившееся впечатление, что на Руси рок-музыка существует только за счет философских текстов.
Очень часто, когда слушаешь рассуждения журналистов и музыковедов на тему «что такое рок», приходится просто удивляться: одни считают, что это некий «образ жизни», другие — «особый взгляд на мир», «духовное состояние личности», «протест», ну и все в таком ключе.
Если говорить о содержании, то, конечно, что-то от всего этого в роке есть. Но что касается формы, его другой стороны, без чего эта культура не будет полноценной, то это — музыкальное искусство, основанное на определенных элементах — гармонии, мелодии, аранжировке, фонизации, исполнительской манере, ритме. У нас в России получается так: если под один и тот же аккомпанемент петь блатной текст — это будет называться «шансон», если на эту же мелодию положить текст про любовь, то «попса», а если вставить пару резких фраз, завуалировать философской «непоняткой», то уже рок. Хотя музыка при этом одна и та же!
Green Town была настоящей бескомпромиссной рок-группой западного образца. Она не была широко известна, но в профессиональной среде музыканты имели огромный авторитет — за счет многолетнего накопленного труда, огромных музыкальных знаний, профессионального владения инструментарием, богатого жизненного опыта.
На концерт я пригласил своих друзей, легенд рок-музыки Гленна Хьюза и Джо Линна Тернера, которые приехали для участия в записи альбома «Made in Mosсow» известного тогда рок-музыканта Михаила Меня. Сейчас в это трудно поверить, но такие времена были — не миф и не сказка! Два монстра мирового рока — легендарные музыканты, уже при жизни вошедшие в историю музыкального мира в статусе классических рок-звезд. Они прошли через легендарную школу Deep Purple, где Хьюз сменил в 1972 г. покинувшего группу бас-гитариста Роджера Гловера, а Тернер занял место за микрофонной стойкой, освободившееся после ухода Яна Гиллана в 1989 г.
До Deep Purple Гленн был лидером, певцом и бас-гитаристом английского трио Trapeze, выпустившего к тому времени три успешные пластинки. B Deep Purple Хьюз пробыл до самого распада группы в 1976 г. из-за смерти гитариста Томми Болина, которого Гленн привел в группу на смену ушедшему в 1974 г. Ричи Блэкмору. Вокал и бас-гитара Хьюза звучат на трех классических альбомах Deep Purple: «Burn», «Stormbringer» u «Come Taste The Band», a также на нескольких концертных релизах.
После распада Deep Purple Хьюз переехал в 1976 г. в Лос-Анджелес и записал свой первый сольный альбом «Play Me Out». Затем — все вокальные партии для проекта Four On The Floor, участвовал во многих других коллаборациях, а в 1986 г. занял место за микрофонной стойкой в группе Black Sabbath, с которой дал несколько концертов и записал альбом «Seventh Star». Наряду с этим он регулярно выпускал сольные альбомы, выполненные в разных стилях — от блюза до фанка и хеви, оставаясь замечательным мелодистом и гениальным певцом, по праву заслужившим титул «The Voice Of Rock» — «Голос рока»!
Гленн Хьюз к тому времени уже два раза бывал в России с концертами в Москве и Петербурге — в 1996-м и 2001 году. Тогда мы с ним и познакомились, поддерживали постоянную связь.
Джо Линн Тернер, в свою очередь, стал известен, когда вышел пятый студийный альбом группы Rainbow бывшего гитариста Deep Purple Ричи Блэкмора. До этого он пел и играл на гитаре в американской группе Fandango, был замечен Блэкмором, который к тому времени уволил из Rainbow певца Грэма Боннета. В следующий раз я расскажу историю знакомства с Тернером и больше о нем самом, а пока вернусь к концерту.
* * *
Вместе с Хьюзом и Тернером мы вошли в клуб с большой свитой, среди которой были наши местные известные музыканты и бизнесмены. Естественно, сразу была накрыта «поляна» с традиционно русскими напитками, которые пришлись по душе как Тернеру, так и Хьюзу. Бытует мнение, что все рок-музыканты выступают под воздействием различных веществ. Так вот, эти ребята никогда не «сидели» на наркотиках, а предпочитали всему этому крепкие алкогольные напитки. Томми Болин, который умер от передозировки через несколько месяцев после распада Deep Purple, был у них в этом смысле исключением.
В этот день мы пришли просто послушать музыку и отдохнуть, но Джо и Гленн оказались очень чуткими и внимательными слушателями. Они аплодировали каждому соло, всячески поддерживая музыкантов на сцене. Уверен, что группе Green Town было достаточно трудно играть перед такими профессорами. Я бы точно волновался!
Гленн и Джо были очень удивлены, видя, как наши музыканты играют и поют песни, с которыми прошла их молодость, они думали, что российский музыкальный менталитет далек от традиционного рока 70-х, а высокое исполнительское мастерство музыкантов их окончательно «завело» — уж они-то знают, какой ценой достигается такое звучание группы.
И произошло чудо! В самый разгар танцевального вечера, когда музыканты начали играть вступление к «Smoke On the Water», на сцену вышел Джо. То, что в этот момент начало происходить в зале, не поддается никакому описанию. Все, кто был в клубе, окружили сцену плотным кольцом, и постепенно оно сжалось до такого радиуса, что Тернер оказался в объятиях толпы. Но это было только начало!
На второй запев песни, с трудом пробившись через зрителей, вышел и Гленн Хьюз — «золотой голос рока», — и самая хитовая композиция в рок-музыке зазвучала в центре Москвы в своем хрестоматийном исполнении на расстоянии вытянутой руки! Незабываемое зрелище для всех, кто там находился! Люди были ошарашены и восхищены. Настоящий исторический момент!
Понятно, что как бы эти легенды ни спели в тот уникальный вечер, зрители им все бы простили! Но Тернер и Хьюз показали еще и спонтанный мастер-класс — потрясающую форму, почти как 30 лет назад, зажгли так, что многим молодым певцам и не снилось. Безукоризненное исполнительское мастерство, огромная школа, опыт, понимание музыки в самом ее основании — все это было в их исполнении. Великие мастера! Но не меньше порадовали меня и наши музыканты, которые выступили просто на отлично! То, что «старички», слушая группу Green Town, так воодушевились и вышли на сцену, говорило само за себя.
Вечер превратился в некий джем-сейшн (на сцену потянулись и другие музыканты, пришедшие в клуб) и остался в памяти незабываемым событием. Я думаю, что многие хотели бы попасть именно на такой концерт, где все произошло случайно и так спонтанно. Я точно был счастлив!