В Театре на Малой Бронной сыграли два документальных моноспектакля о так называемых простых людях, «чья повседневная работа меняет нашу жизнь к лучшему». Оба — из проекта «Голоса страны» Константина Богомолова, своего рода сценическая версия ЖЗЛ, особенно популярная в советские годы и рассказывающая о жизни замечательных людей.
В зале сам Богомолов, его мама, которая не пропускает работ сына, а также реальный герой первого моноспектакля Олег Елисеев, приехавший из Липецка. В партере в основном женщины, которым в этот вечер предоставили возможность хорошенько поплакать.
В конце прошлого года Константин Богомолов инициировал конкурс, по итогам которого отобрали 12 лучших историй. Драматурги, режиссеры и фотографы отправились в разные города страны для знакомства с потенциальными героями. «Великое путешествие Олега Елисеева за верхний болевой порог» поставил 33-летний Илья Носоченко, известный как сценарист фильма «Sheena667» Григория Добрыгина, участвовавшего в основном конкурсе Роттердамского кинофестиваля, и короткометражки «Лалай-Балалай» Руслана Братова, завоевавшей на одном из последних «Кинотавров» главный приз в конкурсе короткого метра. Илья – выпускник ГИТИСа, учился на режиссерском факультете у Олега Кудряшова, ставил в Санкт-Петербургском ТЮЗе и Театре им. Моссовета.
Главную и единственную роль в его новом спектакле сыграл Денис Парамонов, внешне даже чем-то похожий на своего героя, сидящего в первом ряду партера. Денис, как потом сделает и Игорь Миркурбанов, в самом начале спектакля задаст определенную дистанцию и выступит от своего имени, скромно представится артистом театра и кино. Он с 11 лет снимается («Любовь на острие ножа», «Кремлевские курсанты», «Радуга», «Метро») и работает в театре – сначала в «Луне», а потом в «Табакерке», но это уже в годы учебы в театральном колледже Олега Табакова. Но все это останется за кадром. Денис отрекомендовал себя, как актера фильма «Любовь-морковь 2», вызвав смех в зале. Справедливости ради надо сказать, что зрители в массе своей не знали его и в антракте переспрашивали: «Откуда он и кто?»
Его герой Олег Елисеев имеет неизлечимое генетическое заболевание. И хотя передвигается в инвалидном кресле, каким-то чудом в 2020-м покорил Эльбрус. В 23 года стал отцом. В спектакле есть эпизод, где Денис Парамонов пересказывает разговор героя с дочерью, когда он спрашивает, не стесняется ли она такого отца, и в ответ слышит то, что и должна ответить дочь, если она нормальный и чуткий человек.
Говорят, что таких людей, как Олег, единицы, а в России он вообще такой один. Поскольку заболевание у него исключительное, то его постоянно приглашают в научные центры по всей стране, и он не отказывается от возможности хотя бы таким образом путешествовать, превозмогая боль.
Глядя на сцену и уже после спектакля Олег Елисеев едва сдерживал слезы, но оказался оптимистом, способным ценить каждое мгновение, не позволяя себе опускать руки. Из партера он обратился к Парамонову: «Денис, вы спустились в ад и вернулись обратно». Все-таки в ад.
В антракте зрительницы обступили Олега, фотографировались с ним, расспрашивали, благодарили за то, что не теряет жизненной энергии и заряжает других, дарили букеты. Он в ответ признался: «Мне никто не дарил цветы. Слава богу, что это происходит при жизни». Денис благодарил президента страны и главу правительства за то, что медицина у нас на таком высоком уровне, за то, что делается все, чтобы было хорошее оборудование. Все это зрительницы слушали, как волшебную сказку, имея совершенно другой опыт знакомства с медучреждениями.
На втором моноспектакле «#ДокторКудзаев» в постановке Андрея Гордина (актер, сын Игоря Гордина и Юлии Меньшовой, внук Владимира Меньшова и Веры Алентовой) с Игорем Миркубановым в роли врача из Северной Осетии, травматолога и пластического хирург Казбека Кудзаева, попавшего в Книгу рекордов планеты после того, как он прооперировал и поставил на ноги 114-летнюю женщину, удивление зрителей нарастало.
Казбек Кудзаев живет и работает во Владикавказе, но известен за его пределами. При желании можно найти целые программы, снятые о нем, и будет понятен масштаб этого человека. Внешне Игорь Миркурбанов на него совсем не похож. Он в принципе носитель другого стиля и появляется на сцене в одежде, которую любит, пожалуй, излишне экстравагантной для такого героя. Это подчеркивает дистанцию между ними и отчасти мешает восприятию.
Доктор Кудзаев при всей своей занятости лично отвечает на все звонки и сообщения, а их порядка 600 в день. Он бесплатно оперирует малоимущих, детей, которые воспитываются в детдоме, людей с заячьей губой. Обо всем этом от лица своего героя рассказывает Игорь Миркурбанов, приводя удивительные случаи из врачебной практики, когда невеста накануне свадьбы попала в аварию и была поставлена на ноги инновационным способом.
Мы узнаем о жене героя Белле, с которой он знаком со студенческих лет, многие подробности частной жизни. Но ни слова со сцены не прозвучит о знаменитом сыне доктора Азамате, известном рэпере MiyaGi. Видимо это принципиальное решение, и будь оно другим, история приобрела бы иной поворот.
Казбек Кудзаев не говорит с сильным кавказским акцентом, как это колоритно делает Игорь Миркурбанов, который, словно забывает, кого собственно он играет. Не Сталина же. Но в целом делает это органично и легко. Знакомиться с будущим героем во Владикавказ ездил драматург Игорь Витренко, а также фотограф, сделавшая фотосессию. Казбек Кудзаев оказался на удивление артистичным человеком. Почему он вообще согласился на эту авантюру при всей своей занятости? Накануне премьеры в телерепортажах он говорил о том, что слишком велики нагрузки и иногда необходимо на что-то переключаться. Именно по этой причине он иногда выходит на сцену и поет. Игорь Миркурбанов тоже подходит к микрофону и пытается петь.
В Москву на спектакль Казбек Кудзаев приехать не смог, сославшись на предстоящие семь операций. Зато на спектакль пришла представительная компания поклонниц Миркурбанова, сопровождающая его повсюду, даже в поездках. Они одарили своего кумира цветами. Фанатки – взрослые женщины, и их появление напомнило поклонниц Александра Домогарова в Театра им. Моссовета, когда овации и приношения не заканчивались по 10-15 минут. Теперь это редкость на драматической сцене.