Кадр из фильма «Королевство кривых зеркал»
На днях Фонд кино опубликовал список будущих художественных и анимационных фильмов для детей и подростков, на создание которых предусмотрено госфинансирование. Всего 31 название. Среди них: «Моё собачье дело», «Чужой звонок», «Цветик-семицветик», анимационные «Золушка», новая часть «Кощея», «Лунтик. Возвращение домой», мультфильмы про доктора Айболита… Но есть и знакомые названия — «Королевство кривых зеркал» и «Морозко». На каждый из этих проектов государство выделило по 150 миллионов рублей. К экранизации романа Виталия Губарева «Королевство кривых зеркал» приступит Клим Шипенко («Холоп», «Холоп 2», «Вызов»…). Хороший режиссер, но не Александр Роу, создатель культовых советских фильмов для детей.
И тут мнение зрителей разделилось. Одни пишут в соцсетях: не троньте «святое», придумайте что-то своё, экранизируйте другую сказку. При всём уважении к Климу Шипенко, сейчас нет такого режиссера, как Александр Роу, который снял столь великолепные фильмы, как «Королевство кривых зеркал» и «Морозко». Штучный товар потому-то и называется штучным.
Но и защитников ремейков немало. Запрещать новые экранизации только из почтения к старым, неправильно. Практика ремейков универсальна, её широко используют в Голливуде. И ничего – все живы, хорошее кино снимают. Даже при трепетном отношении к чудесной советской киноклассике, для нового поколения зрителей и «Морозко», и «Королевство…» — это тяжелая архаика. «Для 20-летних и Алена Делона-то и не было. Не говоря о Мэрилин Монро», — пишут скептики в комментариях. Зачем же «зумеров» лишать возможности увидеть на экранах старые, добрые истории, адаптированные к современному массовому киноязыку? Неважно, что это будет очередная Золушка или спящая красавица.
Однако справедливые аргументы защитников ремейков тонут в общем негодовании. Поклонники «архаики» в большинстве. Почему так, мы спросили у известного киноведа Вячеслава Шмырова.
— И «Морозко», и «Королевство кривых зеркал» — картины из нашей прежней жизни. Они культовые и по-настоящему любимые, — говорит Вячеслав Шмыров. – Старшее поколение зрителей не принимает саму идею новой экранизации. Это попытка защитить себя, свое прошлое, свои идеалы, которые, как им кажется, будут растоптаны. Люди готовы биться за свои идеалы. И отчасти они правы. Ведь это не просто фильмы. Это суперфильмы, через них мы узнавали жизнь и самих себя.
— Клим Шипенко – хороший режиссер. Его новая экранизация «Королевства кривых зеркал» может повторить успех фильма Александра Роу?
— Вряд ли у новой экранизации будет такой же успех, как у фильма, снятого в 1963 году. Дело даже не в режиссере, не в актерах, которые будут сниматься в ремейке. Зрительский успех сегодня сиюминутный, одноразовый. Посмотрели и забыли. Полтора года назад изо всех утюгов нам рассказывали, какая прекрасная семейная комедия «Чебурашка». Фильм стал самым кассовым за всю историю российского кинопроката. За три дня окупил свой бюджет. Сорвал успех. А что дальше? Кто о нём вспоминает сегодня? Где гарантия, что о нём будут помнить спустя десятилетия? А «Морозко» и «Королевство кривых зеркал», снятые 60 лет назад, до сих пор любят и пересматривают. Кстати, культовые советские фильмы тоже собирали огромные деньги в прокате.
— И что же: не делать ремейки совсем?
— Почему же не делать? Вполне допустимо снять новое кино на тот же сюжет, как допустимо снимать новых Золушек и спящих красавиц, сколь талантливы не были предыдущие версии.
Если «Королевство кривых зеркал» — это будет не повтор, а новое киновоплощение романа Виталия Губарева, ничего в этом предосудительного нет. Вспомните, сколько существует экранизаций романа «Анна Каренина» или «Тихий Дон».
Проблема не в ремейках. А в беспомощности современного российского кино, в отсутствии новых, свежих идей, который бы несли молодому поколению образ будущего.