Гранатомётчики и их АГС-17 в зоне проведения Спецоперации. Фото Минобороны РФ
В 1971 г. на вооружение советской армии был принят станковый автоматический гранатомёт АГС-17 «Пламя». В качестве штатного боеприпаса для него был разработан «выстрел осколочный гранатомётный» типа ВОГ-17. Этот выстрел получил широкое распространение и активно использовался в боевых действиях. Со временем для него были найдены новые способы применения, которые выходили за рамки первоначального назначения гранатомётного комплекса.
Гранатомёт и граната
Перспективный «автоматический гранатомёт станковый» АГС-17 создавался в середине шестидесятых годов конструкторами ОКБ-16 (ныне КБ Точного машиностроения им. А.Э. Нудельмана) под руководством А.Ф. Корнякова. Одновременно с этим в НПО «Базальт» разрабатывался оригинальный боеприпас для этого гранатомета.
На рубеже шестидесятых-семидесятых годов изделие «Пламя» вместе с выстрелом ВОГ-17 успешно прошло испытания и было рекомендовано к принятию на вооружение. Соответствующий приказ был подписан в 1971 г. Вскоре промышленность освоила серийное производство нового гранатомётного комплекса, и он начал поступать в войска.
Гранатомёт АГС-17 «Пламя» представлял собой лёгкое автоматическое орудие калибра 30 мм, предназначенное для усиления огневой мощи пехоты. Он мог вести огонь очередями с темпом до 350-400 выстр./мин. и отправлять гранаты на дальность до 1,5-1,7 км. Система массой 31 кг переносилась силами расчета из 2-3 человек или устанавливалась на подходящую самоходную платформу.
Выстрел ВОГ-17М. Для сравнения — патрон 7,62х39 мм. Фото: Wikimedia Commons
Выстрел осколочный гранатомётный
Изделие ВОГ-17 или выстрел 30х29 мм представляет собой унитарный боеприпас, разработанный специально для гранатомёта АГС-17. В его состав входят осколочная граната с взрывателем и гильза с метательным зарядом. Общая длина такого снаряда составляет 132 мм, а масса — 350 г.
Основным элементом ВОГ-17 является осколочная граната длиной 113 мм и массой 280 г. Она выполнена в цилиндрическом корпусе с головной частью в виде усечённого конуса. Корпус имеет тонкие стенки и вмещает спираль из металлической проволоки с насечками, которая выполняет функцию осколочной рубашкой с полуготовыми поражающими элементами. Дробление рубашки и разброс осколков обеспечиваются 36-граммовым зарядом взрывчатого вещества А-IX-1.
В головной части гранаты установлен взрыватель типа ВМГ или ВМГ-М. Этот взрыватель оснащен механизмом взведения, который срабатывает на расстоянии до 50-60 м от гранатомета. Подрыв у цели осуществляется за счёт ударного и воспламенительного механизмов. Взрыватель ВМГ-М также имеет самоликвидатор, который срабатывает через 25 секунды после выстрела.
Выстрел осуществляется с помощью порохового метательного заряда, расположенного в гильзе. Гильза имеет цилиндрическую форму с фланцем у донца. Длина гильзы составляет 28 мм, а диаметр — чуть более 30 мм. Метательный заряд разгоняет гранату до начальной скорости 185 м/с.
Боевая машина БМПТ: на надгусеничных полках установлены гранатометы АГС-17. Фото: НПК «Уралвагонзавод»
При стрельбе из гранатомета АГС-17 выстрел ВОГ-17 имеет дальность полёта порядка 1,5-1,7 км. Поражение точечных целей при минимальном расходе боеприпасов возможно на вдвое меньших расстояниях.
Согласно табличным характеристикам, граната ВОГ-17 при подрыве поражает цели на овальном участке площадью 70 кв.м. Радиус поражения ударной волной не превышает 1-1,2 м, а радиус сплошного поражения осколками составляет до 7 м. Энергия осколков достаточна для поражения живой силы и незащищенной техники.
За время производства и эксплуатации исходный выстрел ВОГ-17 неоднократно дорабатывался. Совершенствовались различные элементы конструкции, оптимизировались технологии изготовления. Заменялись взрыватели и усиливалась боевая часть. Например, в восьмидесятых годах был разработан боеприпас ВОГ-30, который получил новые заряд и осколочную рубашку с улучшенными параметрами.
Способы применения
Выстрел ВОГ-17 создавался для автоматического гранатомёта АГС-17. С момента появления в войсках и на протяжении длительного времени этот боеприпас применялся исключительно в составе штатного гранатомётного комплекса.
В первые годы службы гранатомёты «Пламя» использовались только на учениях. Однако с 1979 г. их активно применяли в боевых действиях в Афганистане. В девяностых и двухтысячных гранатомётные комплексы использовались в двух чеченских войнах. В каждой из этих кампаний АГС-17 в его базовой версии служили важным инструментом огневой поддержки пехоты. Гранатомёты в основном вели огонь по живой силе противника, как на открытых пространствах, так и в застройке.
Подготовка «авиационной» модификации ВОГ-17 к применению. Фото Минобороны РФ
В середине девяностых российская армия получила новый станковый гранатомёт АГС-30. Он мог использовать всю линейку 30-мм выстрелов от АГС-17, а также новую гранату, специально разработанную для него. Несмотря на некоторые различия в конструкции и характеристиках, новые АГС-30 применялись так же, как и их предшественники.
В 1980 г. на вооружение российской авиации был принят модернизированный гранатомёт АГС-17А или АП-30 «Пламя-А». Этот вариант существующего АГС-17 отличался электрической системой спуска, новым стволом и рядом других усовершенствований. Он нашёл применение на различных воздушных платформах.
Без гранатомёта
В ходе локальных конфликтов последних десятилетий появились новые способы применения выстрелов ВОГ-17. Их интересной особенностью стал отказ от стандартного гранатомёта. Боеприпас использовался иным образом и с другими средствами.
Например, в девяностые годы чеченские боевики столкнулись с нехваткой боеприпасов и нашли оригинальное решение этой проблемы. Имеющиеся изделия ВОГ-17 они оснащали запалами для ручных гранат, по типу УЗРГ. Такой импровизированный боеприпас получил название «хаттабка» — по имени одного из полевых командиров того времени.
С точки зрения боевых характеристик ВОГ-17 существенно отличалась от ручных гранат Ф-1 или РГД-5 и фактически не имела преимуществ перед ними. Тем не менее, при отсутствии альтернатив, и такой боеприпас находил применение. Более того, в некоторых случаях «хаттабками» пользовались и федеральные силы.
БПЛА «Орлан-10» сбрасывает гранату ВОГ-17 с дополнительным стабилизатором. Фото Минобороны РФ
В современных конфликтах широкое распространение получили беспилотные летательные аппараты лёгкого класса. Они используются как средство воздушной разведки, а после некоторых доработок — и в качестве сверхлёгких бомбардировщиков. Для этого на БПЛА устанавливается специальная система подвеса и сброса с дистанционным управлением.
Лёгкие беспилотники способны нести разнообразные боеприпасы. В частности, в качестве их боевой нагрузки неплохо показали себя гранаты ВОГ-17. Они могут использоваться как в исходном виде, так и в доработанном. Для повышения точности сброса применяются хвостовики со стабилизаторами, в основном изготовленные методом трёхмерной печати.
Применение гранаты ВОГ-17 с БПЛА имеет несколько преимуществ. Прежде всего, это значительно увеличенный боевой радиус. Современные беспилотники способны доставить боеприпас на большее расстояние, чем гранатомёт. Кроме того, БПЛА с режимом висения значительно повышает точность применения боеприпасов. В то же время, лёгкие беспилотники имеют ограниченный боекомплект и вынуждены часто возвращаться для перезарядки.
Неожиданные результаты
В своё время выстрел ВОГ-17 создавался для конкретного образца вооружения, и для него предполагалась только одна функция. В течение нескольких десятилетий такое планы выполнялись — гранаты этого типа использовались только автоматическими гранатомётами разных моделей и модификаций.
Однако в дальнейшем ситуация изменилась. По тем или иным причинам, гранаты ВОГ-17 начали использовать в новых для них ролях. Ручные гранаты или боеприпасы для БПЛА являются, скорее, вынужденным решением, однако и в этом случае они показывают общие возможности и потенциал не самого нового, но удачного гранатомётного выстрела.
Источник