Три победы (и рекорд церемонии!) Димы Билана в номинациях «Песня года», «Музыкальное видео года» и в главной «Певец года» (все — за вирш «Острой Бритвой») против одной и выглядевшей несколько вымученной статуэтки Филиппу Киркорову за достаточно посредственный «Саундтрек года», песню «Если Ты Уйдешь», тоже к достаточно посредственному (сошлось же в одной точке!) киноопусу «Нюрнберг» выглядели вызовом вековым устоям.
Раньше таких зубодробительных «балансов» в количестве статуэток не в пользу поп-короля не то что не было, а представить было невозможно. Прежде Филипп покидал своды «викторианских» церемоний не просто этаким Элвисом Пресли («король зашел в здание, король покинул здание») и сертифицированным павлином, а неизменным рекордсменом по количеству наград. А тут этот выскочка Билан!
Да, именно выскочкой, помнится, Филипп Распрекрасный величал Билана в Хельсинки во время «Евровидения-2007», когда прихворнувший Димон отказался выступить на чьей-то гостевой вечеринке. «Что себе позволяет этот выскочка?! — клокотал негодованием Филипп. — Кто он такой?! Пусть сперва с мое побудет в хит-парадах — 20 лет, — а потом строит из себя звезду!»
Билан при этом к тому времени был не просто исполнителем хита «Ночной Хулиган», птенцом айзеншписовской школы, а уже и «почти победителем» «Евровидения», заняв годом ранее второе место в Афинах с мегашлягером Never Let You Go, и шел на ура у всей евровидийной публики… И вот 17 лет спустя после того скандала, выполнив киркоровский минимум по времени в хит-парадах, Дима Билан смастерил жирную козу не то что какому-то Лазареву, с которым их вечно спаривали (то есть сравнивали), а самомУ сАмому. Шкандаль! Или веха времени?
Конечно, о смене эпох тут не приходится говорить. У нас все еще одна эпоха — Женщины, Которая Поет. Или пела. Но все равно Эпоха. Тут скорее эпошечка — такая частичка большой Эпохи. Эпошечка поп-короля сменилась эпошечкой поп-хулигана, да еще ночного. Причем не только по объективным, но во многом по субъективным причинам, которые в нынешних, и весьма удручающих, обстоятельствах, скорее всего даже превалируют.
Из объективных — можно сказать, что вот так и заканчиваются монархии. Хитрая Мадонна поняла все на полшишечки быстрее, потребовав недавно перестать называть ее поп-королевой. Разъяснила: «Хоть это и почетно, но монархии в прошлом, а я — будущее». С «будущим», конечно, ветеранша поп-эротики палочку чуть перегнула, но заносчивая бравада всегда была ее нутром. Так же как и у поп-короля Киркорова.
Но не просто перестать самому, а призвать еще и весь окружающий мир не величать его поп-королем, сдается, выше всех недюжинных Филиных сил и связей. Ну не шмогла, мужык, не шмогла… Нет! Он с Люсей Чеботиной все так же звонкоголосо руладил со сцены церемонии: «Из принцессы королеву может сделать лишь король», — всем фасоном и поступью давая понять, кто тут тот самый король…
Из субъективных же причин возможен фактор пробивной и боевой подруги Билана Яны Рудковской, которая умеет продвинуть, пробить, добиться, проесть плешь (школа Айзеншписа, продюсера и акулы шоу-бизнеса ураганных 90-х!). Что и как она проедала (и проедала ли вообще?), допустим, тремстам академикам премии, неизвестно, но выглядела на церемонии весьма самоудовлетворенной, когда вышла на фоне билановского триумфа объявлять очередных номинантов.
Другой субъективизм, этакая уродливая метка времени, взорвался недавно громким скандалом, в буквальном смысле обратив Филиппа если не в голого, то в полуголого короля. Артисты со стажем еще помнят времена, когда не то что звание, а публикация в мейнстримовской прессе могли иметь судьбоносное значение. Заметка об успешном концерте служила надежным прикрытием от чиновничьего самодурства, в то же время разнос на страницах серьезного издания сулил большие издержки.
Сейчас можно хвалить, ругать, давать самые громкие титулы, развенчивать до состояния ничтожной инфузории-туфельки, но судьбу артиста решает полуанонимная кляуза парочки городских сумасшедших, одержимых завистью и классовой ненавистью. Звезды, кажется, начинают это осознавать, поэтому раздачу разных наград больше воспринимают как приятную светскую суету и повод для поста в социальных сетях, понимая, как хрупок мир и мимолетна удача.
Несмотря на весь светский лоск, все еще царивший на церемонии (не в обносках, конечно, звезды пришли), наряды, наверное, были более монашескими, чем принято ожидать. После известных «полуголых» событий селебрити стараются нажимать на кнопку отключения эпатажа чуть ли не в любой ситуации. Мол, не время сейчас, хотя в кулуарах морщатся и лепечут что-то в духе «ну вы же всё понимаете!» — с буквально шекспировским ударением на слово «всё».
Хотя вот Аня Плетнева, бессменная и роскошная фронтвумен группы «Винтаж», принимая награду за «Танцевальный хит года» боевик «Плохая Девочка», вполне себе выглядела сообразно шлейфу героини песни. То ли она не в курсе, что в стране произошло, пока она хитовала в своих творческих чертогах, то ли просто ничего не поняла, но у половозрелых парней при виде ее гипюровых прозрачностей отвисли челюсти: «А что, так еще можно?!» — вытаращили они глазищи.
* * *
По части больших музыкальных открытий подобные церемонии изобилием, в принципе, не отличаются, однако некоторые тренды размашистое звездное шоу все же показало. Один из главных сводится к тому, что шансон (в российской, а не французской, разумеется, трактовке) переживает очередной подъем. Этот жанр будто снова всем нужен, с ним заигрывают и рокеры, и рэперы, а публика готова встречать шансонье с распростертыми объятиями. Песня «Дом Убит» в исполнении Сергея Ревтова лихо прошлась в минувшем году по эфирам и принесла на церемонии сразу два трофея — самому исполнителю, он же композитор, в номинации «Городской романс» и Михаилу Гуцериеву как «Поэту года». Песни со стихами поэта-хитмейкера были представлены в восьми номинациях, из которых победили в четырех, разделив еще лавры с Димой Биланом, а также певцом Сергеем Павловским и композитором Игорем Крутым за песню «Живое Сердце». Притча о том, как в разрушенных домах остаются души некогда живших там людей, пронзительна не только априори, но и в контексте, что называется, злобы дня. Поэтому поэт и сказал, принимая награду за «Дом Убит»: «Это неожиданно, но ожидаемо», — его грустная ирония нашла отклик у зала.
Ирония же другой номинации — «Рок-группа, рок-исполнитель» — в том, что жанр сильнее других оказался разделенным хоть и фигуральной, но вполне осязаемой новой «берлинской стеной», и сам факт присутствия в номинантах хотя бы Юрия Шевчука и Дианы Арбениной с «Ночными Снайперами» уже выглядел откровением. Однако академики «включили», видимо, вынужденный реализм, отдав соломоновым решением статуэтку группе «Моральный Кодекс», коллективу, резво и достойно отыгравшему сезон концертами, записями и альбомами, но не более того…
Каждый музыкальный номер подавался как эксклюзив, но главным «спецэффектом» оказался иностранный артист, просочившийся сквозь гастрольное эмбарго. На этот раз в роль посланника музыкальной цивилизации вжился Пупо. В былые времена его вряд ли посчитали бы каким-то супергостем. Скорее своим в доску желанным реликтом эпохи культа итальянской эстрады. Но сейчас синьор Gelato al Cioccolato — диковинный фирмач, который в простеньком (по сравнению с киркоровскими-то!) костюмчике, безо всяких напыщенностей и сценографических выкрутасов, по-прежнему готов спуститься в зал, заключить своих любимых russi в горячие объятия и накормить всех сладкими ретро-хитами. Russi же в восторге облепили l’italiano vero (настоящего итальянца), словно пчелы улей. Картина вышла не только эпической, но и выразительно диссонирующей с местными «народными любимцами», из которых никто не отважился (или не захотел) сойти со сцены к плебсу. Их любовь была только на расстоянии. Конфуз, господа хорошие, и порицание…
Только Билан — на правах, видимо, нового Number One — не то что пошел в люди, а пролетел над ними этаким космонавтом-затейником в самом зрелищном из всего шоу номере на победную песню «Острой Бритвой», что вызвало легкий переполох в партере и рассуждения о том, кто теперь первый парень на деревне в лаунже. Среди девушек, наверное, можно выделить Анну Асти и Ани Лорак. Видимо, тучи над ними рассеиваются, и в этом году непреклонные, а с недавних пор еще и всемогущие «стражи скреп и лояльности», наверное, позволят им порадовать своих поклонников как концертами, так и свежими хитами. Лорак, например, исполнила еще до релиза свой трек «Танцы» и оттанцевала на совесть; Асти же на правах «Певицы года» повторила «Царицу» как несомненный бэнгер отчетного сезона. Артисты вообще умеют назло всем обстоятельствам веселиться и, конечно, молодиться. Даже если мир летит в тартарары…