Google заключила сделку на $250 миллионов со штатом Калифорния для поддержки калифорнийских редакций. Однако некоторые раскритиковали эту сделку как полумеру и отговорку.
Согласившись на эту сделку, Google избегает счетов, которые заставили бы её платить издателям за публикацию их материалов на своих платформах.
Гильдия сценаристов США (Writers Guild of America Award, MGW) осудила сделку, назвав её вымогательством. «После двух лет агитации за принятие жёстких антимонопольных мер, чтобы начать обращать вспять упадок местных редакций, мы остались почти без слов. Издатели, которые утверждают, что представляют нашу отрасль, празднуют минимальные финансовые обязательства перед Google, чтобы вернуть богатство, которое эта монополия украла у наших редакций», — говорится в заявлении MGW.
Сделка с Google оставляет безнадёжными два законопроекта, которые обязывали бы определённые платформы выплачивать издателям процент от их рекламных доходов в обмен на ссылки на статьи этих издателей.
Вместо введения структуры сборов сделка будет привлекать финансирование от Google, налогоплательщиков и, возможно, других частных источников для создания двух программ: «Фонда трансформации новостей» и «Национального ускорителя инноваций в области ИИ».
Фонд News Transformation Fund, которым управляет Высшая школа журналистики Калифорнийского университета в Беркли, будет поддерживать редакции, базирующиеся в Калифорнии. Взносы налогоплательщиков составят $70 млн, в то время как Google выделит не менее $55 млн, при этом средства будут распределяться между новостными организациями в зависимости от количества работающих у них журналистов. Средства будут распределяться в течение пятилетнего периода.
У National AI Innovation Accelerator другая, более технологичная миссия. Получив от Google $62,5 млн в течение пяти лет, он предоставит «организациям из разных отраслей и сообществ» финансирование для экспериментов с ИИ.
Финансовые обязательства Google составляют $117,5 млн — меньше цифры в $250 млн, указанной в пресс-релизе потому, что остаток представляет собой пополнение существующих программ компании по поддержке журналистики, Google News Initiative и партнёрств через Google News Showcase.
Инициативы, реализация которых запланирована на 2025 год, получили высокую оценку губернатора Калифорнии Гэвина Ньюсома и Ассоциации издателей новостей Калифорнии (CNPA). Однако другие настроены скептически.
Временно исполняющий обязанности президента Сената Майк Макгуайр усомнился в законодательной поддержке доли Калифорнии в сделке. А сенатор Глейзер назвал её «совершенно неадекватной», отметив, что Google — единственная технологическая компания, участвующая в сделке. «В этом заявлении явно отсутствует какая-либо поддержка журналистики со стороны Meta* и Amazon. Эти платформы собрали интимные данные калифорнийцев, не заплатив за них. Использование этих данных в рекламе — это вред новостным агентствам, который это соглашение должно смягчить», — заявил Глейзер в пресс-релизе.
Глейзер также предполагает, что Google платит меньше, чем положено, — и по крайней мере одно исследование подтверждает его аргумент. Исследователи из Колумбийского университета, Хьюстонского университета и консалтинговой фирмы Brattle Group подсчитали, что Google должен американским издателям 50% стоимости, добавленной новостями к их платформам, что, по их оценкам, составляет от $10 до $12 миллиардов в виде ежегодного распределения доходов.
Последние шесть месяцев были тяжёлыми для новостного сектора. По данным американского бизнес-издания Fast Company, в этом году отрасль может потерять 10 000 рабочих мест. Это было бы улучшением по сравнению с прошлым годом, когда было сокращено более 21 400 рабочих мест, — но это вряд ли радужная перспектива. Особенно тяжело пришлось Калифорнии. Согласно отчёту Северо-Западной школы журналистики Medill за 2023 год, штат потерял треть своих издателей и 68% журналистов с 2005 года. Los Angeles Times, крупнейшая ежедневная газета в Калифорнии (и США), сократила более 20% своей редакции в январе, это стало одним из крупнейших сокращений за 142-летнюю историю газеты.
Технологические компании традиционно занимают жёсткую позицию, сталкиваясь с попытками финансировать журналистику за счёт сборов, взимаемых на их платформах. Google заключила соглашения с издателями в некоторых странах через Google News Showcase, свою программу, запущенную в 2020 году, которая платит избранным изданиям на собственных условиях Google.
* Meta признана в РФ экстремистской организацией, её деятельность в стране запрещена