Гоген Ямагучи был легендарным и ярким мастером каратэ начала XX века, который находился среди основателей японского каратэ Годзю-рю – одного из крупнейших и наиболее успешных стилей каратэ в Японии. Среди многих известных мастеров боевых искусств, на которых повлияло его учение, был и Мас Ояма. Такие организации, как Сейдо-дзюку каратэ, основанные Тадаси Накамурой, одним из лучших учеников Оямы, до сих пор практикуют многие ката Годзю-рю.
Данная статья основана на переводе отрывка из книги Ямагучи, англоязычная версия была опубликована на ресурсе FightingArts.
Прежде чем начать ката
Сегодня каратэ-до получило распространение не только в Японии, но и во всем мире, соревнования проводятся во многих местах. Большинство из них – это кумитэ. По этой причине цель практики – выиграть соревнование; поэтому большинство занимающихся уделяют особое внимание занятиям кумитэ. Они не практикуют ката столько, сколько необходимо. Я думаю, это потому, что каратэ распространилось на международном уровне, превратившись в соревнования, как и в других видах спорта. Я чувствую, что это очень прискорбно.
Когда я учился каратэ у покойного Шихана Мияги Тедзюна, это было окинавское каратэ. Поэтому все практики были базовыми и тренировкой ката; практика ката была очень строгой. Мне пришлось выражать плоды усилий посредством базовых тренировок в ката. После этого я реформировал многие техники, которые используются в ката, для кумитэ, и когда я начал практиковать дзию-кумитэ, я смог подтвердить, что ката Годзю-рю являются очень теоретическими для реального боя.
Ката – это позиция самозащиты, которую вы выполняете с учетом предполагаемого нападения, а также защиту на фиксированной линии эмбу (линии движения ката), чтобы защитить себя от гипотетического врага своим телом, которое хорошо обучено строгой практикой. Это означает, что вы систематически структурируете атаку гипотетического противника с помощью осмысленной и эффективной контратаки. Вы выступаете индивидуально с защитой, основанной на интерпретации и на этой теории. Более того, целью ката Годзю-рю является не только отработка техник, но и тренировка тела (или собирание своих внутренних мыслей), в результате можно сказать, что ката – это «выражение себя».
Вы можете изучать ката, где и когда захотите. Любой, старый или молодой, мужчина или женщина, может учиться в своем собственном темпе. Особенно девочки и мальчики. Дети не только могут узнать истинное значение самообороны, которая является первоначальной целью ката, но это также может быть одним из методов тренировки своего тела. Тем не менее, структура действий ката имеет элементы симметрии и баланса, позволяющие получить ее ценность (эстетическое выражение формы тела).
Ката состоит из следующих элементов:
- Манера Рей
- Направление эмбу-линии (схема движения)
- Комбинации техник
- Использование атаки, защиты и поз.
- Сила и скорость техник
- Киай (крик) и Кихаку (проецирование духа)
- Собираемся с мыслями
- Сила и скорость как целое ката
- Введение, развитие, поворот и заключение
- Как дышать (Икибуки)
- Время эмбу (исполнение ката)
Происхождение Ката
Когда на Окинаве каратэ-до называлось тэ (что означает «рука»), в то время не было ни организации, ни рю-ха (организованного стиля, передаваемого со временем). Практика тэ тайно осуществлялась в Наха и Сюри (районах, разделяющих Окинаву на две части). Практика была очень строгой. Это не было похоже на практику, которую вы выполняете в команде в додзе, которую сейчас делает большинство людей. Практика проводилась под руководством преподавателя с несколькими учениками или индивидуально. Иногда это происходило в комнате, застеленной татами, иногда в поле или на пляже. Обучение всегда проводилось в естественной среде, скрываясь от других и тайно. По этой причине не было учебников по ката, которые можно было бы передать из поколения в поколение. Его передавали от тела мастера к телу ученика, поэтому происхождение многих ката неизвестно.
В настоящее время существует 60 видов ката Наха и Сюри; однако, поскольку происхождение Наха-тэ и Сюри-тэ различно, названия и способ их выполнения демонстрируют большую разницу. Человеком, который систематически структурировал ката для Наха-тэ, является Шихан Хигаонна Канре, который был шиханом господина Мияги Тедзюна. Для Сюри-тэ это был Шихан Мацумура Сошу. Как я объяснял в «Истории каратэ-до», Хигаонна Канре отправился в Фукукен-се в Китае и изучил китайское кэмпо. Он объединил Наха-тэ и китайское кэмпо и создал базовую форму Санчин и Тэнсе. Икибуки был изобретен Мияги Тедзюном, который унаследовал стиль от Хигаонны Канре. Когда метод дыхания был включен в ката, ката улучшились. После этого были созданы ката Гекисай 1 и 2 для распространения ката Годзю-рю.
Китайские названия используются для ката Годзю-рю, потому что и Хигаонна и Мияги Тедзюн изучали китайское кэмпо в Китае. В настоящее время названия ката пишутся катаканой (одним из трех японских слогов), однако в этой книге Санчин и Тенсе написаны кандзи (иероглифами).
Об Эмбу
Эмбу-линия – это фиксированное направление и углы тела при выполнении ката или при атаке, защите и повороте тела. Существует восемь основных направлений: вперед-назад, влево-вправо, наклон вперед-назад, влево-вправо. Для выполнения ката линия эмбу должна быть построена в этих восьми направлениях в фиксированном порядке, и вы должны выполнять предписанную технику из заданного положения стоя на этой линии. Каждая ката имеет свою линию эмбу.
Метод практики и моменты, на которые следует обратить внимание
Когда вы выполняете ката, самое главное – это ваш психологический настрой. Ката – это не игра. Вы должны выполнить это серьезно. Запомнить порядок ката легко, но суть не только в том, как ты выполнил ката, но и в том, как ты действовал. По этой причине вам необходимо каждый день практиковать основы, такие как положение стоя, как защищаться, как наносить удары руками и как бить ногами.
Когда вы запомните порядок выполнения ката, вам придется практиковать используемые в ката приемы индивидуально и неоднократно, тогда вы сможете соединить практикуемые приемы. Когда вы сможете выполнять эту базовую практику, вы должны думать о технике как о цельном ката, а не об отдельных техниках. Вы должны обратить внимание на то, сколько времени это занимает, на силу и скорость, чтобы вы могли двигаться и поворачивать тело без потерь.
Линия эмбу фиксирована. Вы начинаете с начальной точки и возвращаетесь в исходную точку. Один из способов попрактиковаться – отмечать отправную точку во время действия. Когда достигается уровень дана [черного пояса], в ката появляется индивидуальность.
Практике ката нет конца. Даже если человек, имеющий высокий дан, выступает, его действия никогда не бывают идеальными. Практика не ограничена, потому что ката предназначено для совершенствования умственного и физического развития. Тем не менее, новичку необходимо улучшать производительность по-разному с каждым шагом, независимо от того, есть ли у вас кю или дан, хотя вы выполняете одно и то же ката. Знание сложных ката не означает, что у вас высокий дан. В некоторых зарубежных странах иногда оценивают человека по количеству известных ему ката. Я считаю, что дело не в количестве ката, которые вы знаете, а в сути ката, которую вы освоили.
Важные вещи:
- Как поклониться
- Поза
- Расположение глаз
- Киай (крик), кихаку (проекция духа)
Когда вы выполняете ката без противника, вы чувствуете, что в технике нет смысла, чтобы можно было ослабить кулак сэйкен-цуки или напряженность положения стоя. Вы не должны думать, что атакуете или защищаетесь; всегда нужно думать, что вы защищаешься от нападающего.
И, наконец, секрет улучшения ката заключается в повторении практики, поскольку одна только теория не поможет.
Горэй Ката – От Рей до Хадзиме
Обычно вы выполняете ката по горэй [командам] человека, у которого кю или дан более высокий, чем у вас. Есть два способа горэй: один – это горэй в начале и в конце. Другой – отслеживать каждую технику. Особенно последнее используется для практики Фукю-гата (об этом будет сказано позже), когда вы практикуетесь с большим количеством людей, например, с новичками. Однако в принципе отработка техник делается без горэй. Вся практика ката начинается с горэй: «рей» (поклон), «мокусо» (закройте глаза, чтобы очистить разум), названия ката, «йой» и «хадзимэ».
Рей
Встаньте в мусуби-дачи (пятки вместе, открытые носки) и опустите руки с прямыми пальцами. Большие пальцы рук необходимо согнуть во вторых суставах внутрь. Это поза киоцукэ (внимание). Вы должны высвободить силу тела. Вы сгибаете верхнюю часть тела в поклоне. Глаза должны быть направлены в пол в двух метрах перед вами.
«Мокусо» предназначено для успокоения ума и сбора мыслей перед выступлением. Вы стоите прямо и слегка закрываете глаза. Мокусо каждый раз разный. Лидер называет горэй и название ката, когда считает, что ум исполнителя спокоен. (Обычно для того, чтобы успокоиться, требуется три вдоха или около десяти секунд.)
Когда ведущий произносит «йой» (приготовьтесь), вам нужно скрестить обе руки перед собой во время вдоха; а затем, пока вы выдыхаете, разведите оба кулака в стороны, как будто вы затягиваете пояс, затем напрягите обе подмышки, как будто вы толкаете пол кулаками, и вложите силу во все свое тело. Вы открываете обе пятки наружу и на выдохе переводите их в хейко-дачи (параллельную стойку). У этой позы есть еще одно название – джинно-дачи. Это поза до того, как вы примете готовую позу (камаэ). Все мышцы вашего тела должны быть напряжены. Расположение ваших глаз немного выше их высоты.
Причина, по которой вы скрещиваете обе руки перед телом, заключается в том, чтобы прикрыть область паха от внезапной атаки; в то же время вы показываете противнику, что не будете атаковать внезапно. Как и в этикете самураев, когда они снимают катану с пояса и перекладывают ее в правую руку, показывая, что не стоит опасаться трусливого поступка, например, нанесения удара по противнику без предупреждения.
На что следует обратить внимание, когда вы находитесь в позе йой:
- Не напрягайте плечи.
- Втяните подбородок и напрягите мышцы живота; однако не сутультесь.
- Выпрямите спину, но не выпячивайте живот.