В пещере Таврида в центральном Крыму найдены десятки тысяч костей более 100 видов наземных животных. При этом из-за условий формирования отложений данные по древней растительности очень скудны. Они ограничены, в основном, материалами из копролитов (окаменевших фекалий) ископаемой гигантской короткомордой гиены Pachycrocuta brevirostris — активного крупного хищника, который устраивал в пещере свои логова.
В результате изучения микрофитофоссилий (пыльцы, спор и окаменевших частей растений фитолитов) нижнего плейстоцена пещеры Таврида реконструирована растительность открытых пространств с преобладанием злаково-разнотравных луговых ландшафтов и небольшим количеством сосново-дубовых лесов. Эти выводы согласуются с данными по составу наземных позвоночных из местонахождения Таврида (млекопитающие и птицы, характерные для лесостепных ландшафтов, а также присутствуют лесные и околоводные виды).
Комплексный анализ позволил сделать вывод, что около 1,8 миллиона лет назад в окрестностях пещеры преобладали травянистые сообщества, среди которых доминировали злаковые и представители разнотравья (осоковые, лютиковые, бобовые, сложноцветные). Существовали участки, занятые лебедой и полынью. На горных склонах, по поймам рек, оврагам и балкам были распространены редкостойные леса с участием папоротников в травяно-кустарничковом покрове. В древостое участвовали сосна, липа, ива, береза, ольха, заметное место занимал дуб. Растительность соответствует умеренному климату. Присутствие фитолитов инжира, позволяет предполагать участие субтропических элементов.
По всей вероятности, вымершие гигантские гиены Pachycrocuta brevirostris в определенные сезоны целенаправленно поедали сочные плоды инжира. Для пищевого рациона двух видов современных гиен — полосатой Hyaena hyaena и бурой Parahyaena brunnea — характерна значительная растительная компонента, включающая плоды. Время от времени растительную пищу употребляет и пятнистая гиена Crocuta crocuta.
Таким образом, даже столь небольшие данные позволяют многое узнать о древних ландшафтах и образе жизни древних животных, сообщили в Палеонтологическом институте им. А.А. Борисяка РАН.