В статье, вышедшей в Current Biology, ученые из Института палеонтологии и палеоантропологии позвоночных Китайской академии наук, показывают, что современные тибетские горцы имеют длительную генетическую преемственность и расселились на плато еще до последнего ледникового максимума (26,5—19 тыс. лет назад) и с тех пор потомки тех людей живут там лишь с незначительными генетическими влияниями.
Загадочные народы
Тем не менее, эти влияния до недавнего времени представляли довольно большую загадку. Археологические данные предполагают активное взаимодействие между древними северо-восточными тибетцами и равнинным населением северо-восточной Азии, которые, вероятно, принесли на плато возделывание проса.
Генетики в этом исследовании сосредоточились на изучении Западного Тибета. Западная часть плато географически отличается от северо-восточной части. Во-первых, западное плато представляет собой преимущественно высокогорную засушливую степь со средней высотой 4500 м, что на 1500 м выше, чем в северо-восточных районах. Кроме того, западное плато граничит с внутренним Гималайским хребтом на юге и горами Куньлунь на севере. Большая высота и горы должны были создать серьезные проблемы для взаимодействия с внешним населением. При этом археологи нашли там золотые маски, деревянные статуэтки и бронзовое зеркало с ручкой, которые связаны с Непалом, Индией, Синьцзян-Уйгурским автономным районом или даже Центральной степью. Кроме того, бусины Дзи, обнаруженные в захоронении возрастом 2100 лет назад, имеют связь с древней Индией еще эпохи працивилизации долины Инда.
Однако путь и процесс распространения этох вещей на Тибетское нагорье вызывают много споров. Более того, современные тибетцы демонстрируют уникальные обычаи. Например, моногамия, полигамия и полиандрия сосуществуют внутри тибетских обществ в различных пропорциях. Остается неясным, древнее ли это разнообразие или возникло недавно.
Отдельные люди
Ученые во многом ответили на эти вопросы в новом масштабном генетическом исследовании. Они секвенировали полногеномные ядерные данные в общей сложности 65 человек из шести мест, датируемых периодом от 3500 до 300 лет назад.
Выяснилось, что жители Западного Тибета имеют большое сходство с жителями южных районов нагорья, в целом обе популяции весьма самобытны, что говорит об относительной изоляции и длительном проживании одного и того же населения на одном месте. Особенно стабильным генетический состав был с 3500 лет до 2300 лет назад. После этого времени стали немного вливаться гены жителей Центральной Азии. Однако влияние было незначительным и еще 150 лет назад их количество составляло менее 15%. То есть взаимодействие было в большей степени культурным, миграций населения сюда было очень мало. В целом местные генетические компоненты остаются доминирующими как минимум последние 3500 лет.
Где-то в начале VII века случилось еще одно вливание генов с Южного плато Тибета. Тогда там появилась загадочная империя Тубо, которая на некоторое время объединила регион.
2000 лет назад в популяции появились гены представителей цивилизации долины Инда. Таким образом впервые доказана небольшая миграция жителей северной Индии в западный Тибет.
Главнее папа или мама?
Генетики смогли взглянуть и на семейные традиции древних тибетцев. В гробнице Гебусайлу, построенной 2300 лет назад, и на стоянке Пуландуова возрастом 1800 лет разнообразие гаплотипов Y-хромосомы явно ниже, чем у митохондриальных гаплотипов, что указывает на то, что оба могли быть сообществами, в которых доминировало отцовское наследование. То есть невест брали издалека, а имущество передавалось по отцовской линии. А вот в гробнице Кулонгсажа, возраст которой составляет 1600 лет, два поколения погребенных связаны материнским родством, то есть здесь, скорее всего, все было наоборот. Получается, что пестрые брачные обычаи были в Тибете уже минимум полторы тысячи лет назад.