Где эта улица, где этот дом… Фильмы, которые снимали в одних декорациях


Включая телевизор, чтобы посмотреть то или иное кино, зритель порой даже и не догадывается, что эти интерьеры или пейзажи он уже видел не раз в других фильмах. «АиФ» узнал, какие «обстоятельства места» кочуют из ленты в ленту.

Одесса на ул. Мосфильмовской

Телефильм Сергея Урсуляка по произведениям Михаила Жванецкого «Одесский пароход» и фильм «Одесса» Валерия Тодоровского снимали на «Мосфильме» в одних и тех же декорациях.

Построены они были изначально для драмы «Одесса» Валерия Тодоровского, которую он снимал в 2018 году по мотивам повести Дмитрия Иванова. Легендарный колоритный город у моря, в котором оказываются заперты главные герои (по сюжету в Одессе вспыхивает эпидемия холеры), — «дело рук» художника-постановщика Владимира Гудилина и его команды. На счету Владимира Владимировича — порядка 30 знаменитых лент: «Романовы: Венценосная семья», «Географ глобус пропил», сериалы «Оттепель», «Бесы» и др.

Потом в тех же самых «одесских» декорациях, где разворачивалась семейная драма семьи Давыдовых, снималась и комедия Сергея Урсуляка по мотивам произведений Михаила Жванецкого, завоевавшая недавно «Золотого орла» в номинации «Лучший мини-сериал».

 «Одесский пароход»

«Я увидел, что декорация уже отработана Валерой Тодоровским. Поэтому мы обратились к нему и к продюсеру картины Лёне Ярмольнику: ваша картина уже выходит, а наша будет непонятно когда, не могли бы вы уступить нам право воспользоваться этой декорацией? И они разрешили. Со мной это в первый раз, когда моя лента снимается в декорациях другого фильма. Но в данном случае это была весьма оправданная ситуация, потому что и контекст другой, и тема совершенно иная. Да и взаимоотношения между нашими странами изменились настолько, что возможности поехать туда с киноэкспедицией больше нет. А я так и вовсе невъездной в Украину. Хотя и в реальной Одессе каждый кусочек города снимался минимум в 3-4 фильмах. Просто они по-разному преподносятся режиссёрами и художниками», — рассказал «АиФ» режиссёр «Одесского парохода» Сергей Урсуляк.

Как Петербург Тифлисом стал

На «Мосфильме» есть декорация, которая называется «Санкт-Петербург — Москва». Её, кстати, можно посетить в рамках экскурсии по киностудии. Здесь выстроен целый городок: площади, улочки, парки и палисадники, магазины, церквушка, трактиры, старинные дома — все они из гипсокартона, но с настоящими жестяными крышами.

Создана эта декорация площадью в один гектар мэтром «Мосфильма»: знаменитым художником-постановщиком Людмилой Кусаковой, народным художником РФ, лауреатом Госпремий СССР и Российской Федерации, которая работала на лентах «Обыкновенное чудо», «Покровские ворота», «Город Зеро» и др. Помогал в строительстве этого «города» Людмиле Михайловне художник-постановщик Сергей Февралёв.

Изначально декорация была воздвигнута для картины 2004 года «Всадник по имени Смерть» Карена Шахназарова. В фильме действие происходит в России начала XX века. Сообщество «Боевая организация» в разных городах совершает ряд кровавых террористических актов против руководителей Российской империи. Главная цель террористов — великий князь. Для его убийства глава террористической организации Жорж (Андрей Панин) и любящая его Эрна (Ксения Раппопорт) за ценой не постоят.

Декорационный комплекс «Старая Москва — Санкт-Петербург» на «Мосфильме».
Декорационный комплекс «Старая Москва — Санкт-Петербург» на «Мосфильме». Фото: РИА Новости/ Мария Девахина

Когда Карен Георгиевич закончил съемки «Всадника по имени Смерть», разобрать декорацию ему не дали: нашлось много желающих использовать ее по прямому назначению. Режиссёры наперебой просили Шахназарова не «сносить» этот город и оставить для съёмок исторических картин.

С тех пор в этих декорациях «Санкт-Петербург — Москва» сняты десятки фильмов. Например, двухсерийная историческая драма «Виват, Анна!» из киноэпопеи Светланы Дружининой «Тайны дворцовых переворотов». Императрицу Анну Иоанновну в ней сыграла Инна Чурикова.

А вот в драме Татьяны Воронецкой «Натурщица» с Викторией Толстогановой в главной роли эти же самые декорации предстают как жаркий Тифлис. Но дальше всех пошёл режиссёр Александр Адабашьян, снимая детектив «Азазель», ставший экранизацией первого романа Бориса Акунина из серии «Приключения Эраста Фандорина» с Мариной Александровой в главной роли. В фильме Адабашьяна, в отличие от книги Акунина, гостиница находится не в реальном Лондоне, а в несуществующем городе Рулетенбурге из романа Достоевского «Игрок». Роль Рулетенбурга с успехом сыграли те самые гипсокартонные дома.

Декорационный комплекс «Старая Москва — Санкт-Петербург»
Декорационный комплекс «Старая Москва — Санкт-Петербург» Фото: РИА Новости/ Мария Девахина

«Пегас» нарасхват

Частенько кочует из фильма в фильм и реквизит. Режиссёров не пугает даже то, что порой он весьма запоминающийся. Так, скульптура «Персей и Пегас», вернее, её копия (оригинал создал в 1888 г. французский скульптор Эмиль Пико), становится одним из героев «Служебного романа» Эльдара Рязанова: её таскает герой Андрея Мягкова. Актёру при съемках этих эпизодов пришлось попотеть: весит она, даром что это копия, 25 кг. В фильме «Мой ласковый и нежный зверь» Эмиля Лотяну она украшает кабинет главного героя, а в «Семнадцати мгновениях весны» — красуется в доме Шелленберга, которого сыграл Олег Табаков. А ещё к ней же присматривается в магазине Семён Семёнович Горбунков в «Бриллиантовой руке»: мол, лошадка хорошая, но можно такую же, но без крыльев? И ни разу зрители не попеняли режиссёрам, что нельзя так «мучить животное», перетягивая его из фильма в фильм.

— Где-то я уже видел эту лошадь… — подумал Штирлиц. — А ее Новосельцев принес, — ответил Шелленберг.

Опубликовано Натальей Олейниковой Четверг, 21 января 2021 г.





Источник

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *