Когда дело доходит до покупки смазки, водитель выбирает продукцию бренда, реклама которого оказалась для него более убедительной. И никому в голову не приходит взять несколько канистр от различных производителей и сравнить заявленные характеристики, ведь яркие образы и многообещающие слоганы — это одно, а язык цифр, полученных на основе протоколов испытаний — совершенно другое.
И в этом мы убедились, отобрав для нашего обзора четыре канистры с маслом от концернов Castrol, LIQUI MOLY, Motul и ADDINOL. Все они произведены в разных странах Евросоюза, отвечают спецификации ACEA C3 и в изобилии присутствуют на витринах российских магазинов. Но сперва немножко сухой теории.
Современные движки европейских автомобилей оснащаются нейтрализаторами отработанных газов и, чтобы катализаторы верой и правдой служили долгие годы, был создан отдельный тип масел — С3. Это стойкие к механической деструкции масла специально разработанные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легковушек, а так же небольших грузовичков, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными катализаторами. Как правило, самая распространенная вязкость подобных масел это SAE 5W30, именно их мы и будем рассматривать в нашем обзоре.
Классовое неравенство
Кстати, помимо европейской классификации по ACEA, на этикетках исследуемых образцов присутствует информация класса качества по API (это классификация Американского института нефти). И вот что интересно: масла Motul, Castrol имеют значение API SN, в то время как продукт от LIQUI MOLY — API SP. А у масла ADDINOL ситуация еще интереснее — в его паспорте указано значение API SN, а на канистре API SP.
Дело в том, что масла, отвечающие классу API SP более устойчивы к окислению, нежели смазки API SN, и обеспечивают более высокую чистоту двигателя и, соответственно, защиту его от износа. Кроме того, масла API SP имеют формулу, предотвращающую эффект LSPI в двигателе (это жизненно важно для турбированных моторов), и обладают повышенной топливной экономичностью.
Также они предотвращают износ цепи ГРМ. По остальным показателям, таким как предотвращение износа двигателя, антикоррозионная устойчивость, стойкость к образованию эмульсии, совместимость с уплотнителями свойства аналогичны. Заметьте, только одно из четырех исследуемых масел получило от Американского института нефти наивысший показатель API SP. И это продукт от немецкого производителя LIQUI MOLY, а также противоречивый ADDINOL.
Производители рекомендуют…
Теперь давайте сравним допуски автопроизводителей к маслам из нашего обзора. Самым, если можно так выразиться, специализированным продуктом из нашего набора оказался Motul SPECIFIC 504 00 507 00 5W−30. У этого масла есть допуск лишь одного концерна — Volkswagen 504/507. А вот про соответствие требованиям других автозаводов у него на этикетке не сказано ничего.
И в этом смысле куда лучше обстоят дела у масел ADDINOL GIGA LIGHT MV 0530 LL и Castrol EDGE 5W−30 LL. Кроме автомобилей группы VAG они рекомендованы к применению в двигателях Mercedes-Benz с допуском MB 229.51, Porsche с допуском C30. При этом ADDINOL получил омологацию в двигатели баварского BMW — Longlife−04.