Политическое и военное руководство Израиля продемонстрировало большую безжалостность и решительность, чем от него ожидали партнеры на Западе. Дилемму войны в секторе Газа никто не желает и не собирается решать, иначе она бы уже была преодолена и достигнут прочный мир. Однако теперь ситуация приблизилась к краю пропасти, полагает эксперт по Ближнему Востоку Международного института стратегических исследований Эмиль Хокаем, статью которого опубликовала британская газета Financial Times.
Опасения экстра региональной эскалации растут, поскольку глобальная дипломатия застопорилась в решении конфликта между Израилем и ХАМАС.
Как пишет аналитик, на Ближнем Востоке войны редко когда остаются в пределах государственных границ участников конфликта. Скрытые эмоции и недовольство, иностранное вмешательство, отсутствие процесса региональной безопасности и постоянная слабость местной дипломатии в совокупности делают нежелательный побочный эффект скорее вероятным, чем таким, который можно избежать.
Неудивительно, что Иран и Израиль будут решать, станет ли конфликт полномасштабной войной или останется соперничеством за региональное влияние.
Двадцать лет назад вторжение Запада в Ирак нарушило региональный баланс в пользу Ирана, что послужило катализатором новой эры транснационального джихадизма. Десять лет назад Сирия погрузилась в разрушительную гражданскую войну, в которую были вовлечены крупные державы и боевики-экстремисты. В последние месяцы, помимо огромных человеческих жертв среди палестинцев, региональные последствия продолжающейся войны в Газе, вероятно, будут иметь еще более разрушительные последствия.
Пока что стороны не собираются останавливаться. Израиль перешел к тактике уничтожения лидеров противника, причем не особо перебирая территориями разных стран, на которых действуют его спецслужбы. Его оппоненты также действуют без оглядки на приближающийся край пропасти, полагает Хокаем.
Военное поражение ХАМАС было достижимой целью с помощью терпеливой и выверенной силы. Вместо этого Израиль сформулировал более обширные цели и принял сомнительные военные методы, создав гуманитарную трагедию и повысив вероятность стратегического провала.
Его враг стремится к катарсической мести, тянет время, чтобы выиграть демонстративную битву. Оба противника мало заботятся о страданиях палестинцев
– пишет эксперт.
К сожалению, все эти очевидные факторы игнорируют мировые лидеры, позволяя костру конфликта разгораться. Создается иллюзия контроля ситуации (противоборство в регионе длится уже не один десяток лет), отчего мало кто из тех, кто мог и должен был положить конец насилию, принимают какие-либо меры.