Что не было сказано об основателе дзюдо Дзигоро Кано? Что не было объяснено о его методе обучения дзюдо? И знаем ли мы на самом деле человека, который посвятил свою жизнь образованию? Как в Японии, которая только начинала открываться миру, уроженец региона Кобе оказался в самом центре самых современных образовательных реформ страны? И почему? Какие именно различные позиции Кано занимал в японской системе, которые помогли ему продвигать свои идеи? Как он смог установить принципы этого вида спорта, хотя ему было не больше 22 лет, когда было изобретено дзюдо? Вот несколько вопросов, которые не являются незначительными, когда пытаешься понять, как дзюдо развивалось не только в Японии, но и стало сегодня основным видом спорта в олимпийской программе.
Таким образом, чтобы лучше понять дзюдо, невозможно игнорировать человека, чей бурлящий мозг изобрел концепции и философию, которые спустя более 140 лет все еще актуальны. Япония Кано и, как следствие, мир того времени были не такими, как сегодня, и все же принципы максимального использования энергии (seiryoku zenyo) и взаимопомощи и выгоды (jita kyoei), составляющие основу дзюдо, сейчас необходимы как никогда.
В этой первой части мы сосредоточимся на юности Дзигоро Кано, его детстве до изобретения дзюдо. Шаг за шагом, в серии статей, мы выделим то, что делает великого человека, персонажа, чье наследие не только полезно и необходимо для нашего сообщества дзюдо, но и в более общем плане и со всей скромностью для человечества, все еще таким актуальным в 2024 году.
Если говорить о современности в подходе Кано, мы должны также говорить о традиции, потому что с раннего возраста молодой Кано воспитывался в японской традиции своего времени, традиции, к которой он всегда оставался привязан, характеризующейся классическим образованием, которое он получил. Например, он прекрасно знал классику. Он погрузился в мир, где требовалось уважение к правилам, индивидуальное подчинение группе и высшему авторитету, характеристики неоконфуцианства. Во вселенной Кано царили человечность, праведность, корректность, мудрость, верность и искренность.
Позднейшим подвигом Кано было объединить эту традицию с гораздо более современным видением образования, сумев сделать это, не создавая разрыва между ними. Вот почему мы можем сказать, что даже сегодня дзюдо представляет собой идеальный синтез между традицией и современностью. Дзюдо помогает понять прошлое, жить настоящим, ради лучшего будущего.
Поскольку у него был сильный темперамент, большая способность к синтезу и анализу, он был трудоголиком, Кано удалось связать два подхода к образованию, которые, казалось, противоречили друг другу.
Чтобы понять это, мы должны помнить, что, когда Кано родился, в 1860 году, Япония была в смятении, а ее феодальная система, сегунат или бакуфу, существовавшая на протяжении столетий, была близка к краху. Сегунат Токугава в период Эдо, также известный под названием Бакумацу, был близок к развалу, поскольку именно в 1868 году, когда Дзигоро Кано было всего восемь лет, Япония положила конец своей изоляционистской политике, известной как сакоку, и модернизировала феодальную систему сегуната, чтобы дать рождение правительству Мэйдзи.
Предыдущие годы уже начали звучать как похоронный звон по средневековой Японии. Среди событий этого неопределенного периода были некоторые, которые оказали несомненное влияние на Кано и его семью, а также на будущее дзюдо. Так, 31 марта 1854 года был подписан «Договор о мире и дружбе между Соединенными Штатами Америки и Японской империей». Этот договор предусматривал открытие нескольких японских портов для иностранцев. Позже последовали договоры с Россией, Англией и Францией. Поэтому именно в 1867 году порт префектуры Хего (Кобе) открыл свои двери миру. Кано извлек выгоду из своей новой открытости для других стран.
Родившийся в Микагэ 28 октября 1860 года в семейном доме, всего в десяти километрах от Кобе, Кано, чье детское имя было Синносукэ, быстро увидел, как все больше и больше неяпонцев проходило перед его домом. Военно-морская школа Кобе, расположенная неподалеку, привлекала все больше и больше людей, и деятельность порта следовала экспоненциальной траектории. Если сегодня регион выглядит как непрерывная череда современных городов и пригородов, то во второй половине XIX века он был совсем другим.
Микагэ был небольшой деревней в тени горы Рокко, что гарантировало более мягкие зимы, чем в других местах. Семейный дом, большое двухэтажное здание, построенное вокруг двух комнат и сада в японском стиле, назывался Сэнбанкаку. Море было в двух шагах, и молодой Кано проводил там время, ловя рыбу и общаясь с природой.
Екояма Кендо, который позже стал одним из первых учеников Кано в Кодокане, описывал свои впечатления от Микагэ, который он посетил гораздо позже: «Без сомнения, именно это море постигло мастера, где он научился основам плавания, которое он любил, эта большая естественная сцена для идеальной гимнастики, где он отдыхал, лежа на прекрасном белом песке… Это было большое естественное додзе огромных размеров в покое, свободе и щедрости».
Он потерял свою мать очень рано, когда ему было всего десять лет. Очевидно, что эта травма оставила на нем глубокий след. Садако Кано была женщиной принципов, очень заботливой по отношению к своим детям, но строгой и бескомпромиссной. Кано описал свою мать как милую женщину, но ту, которая умела ругать с авторитетом, когда это было необходимо.
С семи лет Кано научился читать и писать по текстам Конфуция. Если это само по себе не было исключительным в то время, нельзя не восхищаться таким ранним развитием. Что, возможно, еще более впечатляет и дает представление о том, какой будет его жизнь позже, так это то, что с восьми лет он с удовольствием обучал других детей тому, чему научился сам. У него уже была душа педагога.
Если жизнь Кано была довольно мирной в Микагэ, то, кажется, очень быстро ему стало там тесно. Смерть матери и перевод отца по профессиональным причинам в Эдо, который вскоре стал известен как Токио, так как во время Реставрации 1968 года правительство Мэйдзи переименовало город и назначило его столицей Японии в ущерб Киото, дали ему возможность представить себе жизнь, о которой он мечтал. Разве он не говорил своим сестрам: «Я не проживу долго в Микагэ. В любом случае, я поеду в Эдо и стану великим человеком». В одиннадцать лет Дзигоро Кано прибыл в Эдо.
Первая часть его жизни, недалеко от Кобе, оставила свой след. Общаясь с иностранными путешественниками, он узнал и понял, что за японским побережьем есть мир. Этот мир он мечтал познать и, возможно, завоевать. В четырнадцать лет Кано начал усердно изучать английский язык с иностранными учителями. В то же время он совершенствовал свои знания классической японской и китайской истории и развил страсть к каллиграфии, которая оставалась одной из его главных страстей до самой смерти. Еще в возрасте четырнадцати лет он был на грани того, чтобы поставить свою жизнь на передачу, которая будет направлять его с этого момента: его потребность передавать и учить мечте о создании более справедливого общества. Кано еще не был тем стариком, портрет которого мы все видим в додзе по всему миру. Он был молод, динамичен, страстен и уже имел прочное образование, основанное на ценностях, но он был маленьким и худым, и это оказало очень большое влияние на будущее.