Правительство Гаити объявило чрезвычайное положение и комендантский час в ночное время в попытке восстановить контроль над улицами после вспышки насилия в минувшие выходные, когда члены вооруженных банд штурмовали две крупнейшие тюрьмы страны, в результате чего тысячи заключенных сбежали.
Как пишет The Guardian, 72-часовое чрезвычайное положение вступило в силу немедленно, поскольку правительство заявило, что приступит к поиску убийц, похитителей и других жестоких преступников, которые, по его мнению, сбежали.
“Полиции было приказано использовать все имеющиеся в их распоряжении законные средства для обеспечения соблюдения комендантского часа и задержания всех нарушителей”, — заявил министр финансов Патрик Буавер, который исполняет обязанности премьер-министра, говорится в заявлении.
Указ положил конец смертоносным выходным, которые ознаменовали новый виток нисходящей спирали насилия на Гаити. Это началось в четверг, когда банды активизировали скоординированные нападения в Порт-о-Пренсе, в то время как премьер-министр Ариэль Анри находится за границей, пытаясь заручиться поддержкой сил безопасности, поддерживаемых ООН, для стабилизации страны.
Джимми Шеризье, бывший офицер элитной полиции, известный как Барбекю, который сейчас руководит федерацией банд, взял на себя ответственность за всплеск нападений. Он сказал, что целью было захватить начальника полиции Гаити и министров правительства и предотвратить возвращение Анри.
По меньшей мере девять человек были убиты с четверга, четверо из них – сотрудники полиции. Целями были полицейские участки, международный аэропорт страны, даже национальный футбольный стадион, где один сотрудник был взят в заложники на несколько часов.
Но осада Национальной тюрьмы в субботу вечером стала шоком даже для гаитян, привыкших жить под постоянной угрозой насилия.
Почти все из примерно 4000 заключенных сбежали во время побега из тюрьмы, оставив обычно переполненное учреждение пустым в воскресенье, без охранников в поле зрения и пластиковых сандалий, одежды и мебели, разбросанных по бетонному патио. Три тела с огнестрельными ранениями лежали у входа в тюрьму. Вторая тюрьма Порт-о-Пренса, в которой содержалось около 1400 заключенных, также была захвачена.
В другом районе окровавленные трупы двух мужчин со связанными за спиной руками лежали лицом вниз, когда жители проходили мимо дорожных заграждений, установленных с горящими покрышками, пишет The Guardian.
Пока неясно, сколько заключенных находятся в бегах, но Арнел Реми, адвокат по правам человека, чья некоммерческая организация работает в Национальной тюрьме, сказал в эфире X, что менее 100 из почти 4000 заключенных остаются за решеткой.
“Я единственный, кто остался в своей камере”, — сказал агентству Рейтер один неизвестный заключенный.
Источники, близкие к учреждению, сообщили, что, вероятно, “подавляющее” большинство заключенных сбежало. По данным правозащитной группы RNDDH, в исправительном учреждении, рассчитанном на 700 заключенных, по состоянию на февраль прошлого года содержалось 3687 человек.
Би-би-си процитировала местного журналиста, который сказал, что подавляющее большинство из примерно 4000 человек, содержащихся там, сбежали.
Среди тех, кто решил остаться, были 18 бывших колумбийских солдат, обвиняемых в работе в качестве наемников при убийстве президента Гаити Жовенеля Моиса в июле 2021 года. В субботу вечером несколько колумбийцев поделились видеозаписью, в которой умоляли сохранить им жизнь.
“Пожалуйста, пожалуйста, помогите нам”, — сказал один из мужчин, Франсиско Урибе, в сообщении, широко распространенном в социальных сетях. “Они убивают людей без разбора внутри камер”.
Насилие в субботу вечером, по-видимому, было массовым, в нескольких районах сообщалось о стрельбе.
Интернет-сервис для многих жителей также был отключен, поскольку ведущая мобильная сеть Гаити сообщила, что во время беспорядков было прервано подключение по оптоволоконному кабелю. Полевым командам удалось полностью восстановить связь в воскресенье днем.
Менее чем за две недели несколько государственных учреждений подверглись нападению банд, которые все чаще координируют свои действия и выбирают такие некогда немыслимые цели, как Центральный банк.
Ариэль Анри занял пост премьер-министра после убийства президента Мойза и неоднократно откладывал планы по проведению парламентских и президентских выборов, которые не проводились почти десять лет, отмечает The Guardian.
По данным ООН, национальная полиция Гаити насчитывает около 9000 сотрудников, обеспечивающих безопасность более 11 миллионов человек. Банды, которые, по оценкам, контролируют до 80% Порт-о-Пренса, регулярно подавляют их и превосходят по вооружению.