Режиссер Александр Галибин: «Накапливающаяся энергия выльется в творческий прорыв»
Спецоперация кардинально изменила ландшафт российской драматургии и театра. На эти изменения есть запрос в обществе, а в том, что они действительно происходят, можно увериться, посмотрев на короткий список одного из литературных конкурсов.
На днях, 26 января в Московском театре на Трубной состоялось заседание жюри конкурса современной русскоязычной драматургии «Действующие лица». Эксперты, в том числе худрук театра Дмитрий Астрахан, заведующая студии Радиотеатра Марина Багдасарян, юрист и драматург Михаил Барщевский, гендиректор Гильдии драматургов РФ Юрий Батунин, актер и режиссер Александр Галибин, сценарист Елена Исаева и другие определили шорт-лист проекта.
Из трехсот произведений авторов из двадцати стран были отобраны восемь пьес. Перечислим здесь их авторов – не исключено, что мы проговариваем вслух имена будущих звезд русской драматургии: Александр Тюжин, Анна Гейжан, Валерий Туголуков, Александра Фомина, Елена Трофимчук, Денис Орлов и Олег Маслов. При этом пьесу Михаила Романенко «Моя бабушка курит трубку» отметило жюри Российской государственной библиотеки искусств.
«Я занимаюсь современной драматургией много лет – начиная с так называемой новой волны, новой драмы, которая к нам пришла в начале 90-х, и принесла Михаила Угарова, Елену Гремину, Алексея Шипенко, Максима Курочкина. Конкурсом «Действующие лица» я тоже занимаюсь давно. И мне кажется, что такого взрыва, который случился тогда, сейчас нет», — признается Александр Галибин. Но заверяет, что появилась «некая площадка, на которой авторы скопились», хотя они и не могут пока сделать «решающего шага».
«Это не застой, это нормальный творческий процесс — накопительная энергия, которая непременно воплотится однажды в литературе и драматургии, выльется творческий прорыв. Мы ждем этого», — уверен режиссер.
Его коллега по жюри Ольга Михайлова настроена еще более оптимистично:
— В конкурсе была не одна и не две хорошие пьесы. Был достойный профессиональный уровень. И я уверена, что эти пьесы должны быть интересны зрителям. За какие бы сюжеты не брались авторы – будь то сюжет, напоминающий известный роман Шмитта о больном ребенке в пьесе Михаила Романенко — или совершенно оригинальный, как «Станция Москва» Анны Гейжан, все они помещены в реальное пространство нашей жизни.
Заметим, что следующий сезон «Действующих лиц» отличается от предыдущих новой номинацией. Она получила название «Моя страна» и предполагает выдвижение пьес на темы, связанные с Великой Отечественной войной, СВО, российскими героями разных эпох и вообще со знаковыми деятелями и достижениями России.
И здесь не важно, является ли появление исключительно патриотической номинации выполнением «госзаказа» или оно продиктовано убеждениями организаторов. Если на выходе мы получим качественный продукт, который можно ставить на русской сцене – это принесет пользу общему делу.