Занятия фитнесом популяризируют в последнее время все больше. Занимаются разной физической активностью люди всех возрастов. Бассейны, площадки воркаута, фитнес-клубы — выбрать можно все, что душе угодно. К 2030 году поставлена амбициозная цель — привлечь к занятиям 70% россиян. О том, как сегодня продвигается спорт в массы и на что обращают особое внимание, aif.ru рассказала Ирина Туманова, генеральный директор XFIT.
Если представить портрет посетителя фитнес-клуба сегодня — то это женщина около 37 лет. Она хочет не просто хорошо выглядеть, но и поддерживать свое здоровье, вести активный образ жизни. Постепенно этот средний возраст растет. Можно сказать, что потребитель фитнес-услуг становится всё старше. Это объяснимо и неизбежно, ведь сейчас взрослеют и начинают заниматься фитнесом малочисленные поколения людей, рожденные в конце девяностых и начале двухтысячных годов. Так что смещение вверх по демографической пирамиде ожидаемо, вся фитнес-индустрия делает фокус на работе именно с такой аудиторией, но и находит новые способы работы с молодым поколением.
Для посетителей клубов постарше есть свои нюансы. Это можно увидеть в более индивидуальном подходе к работе с каждым клиентом. Например, у нас в рамках недавно запущенной системы XFIT Метод есть «СтартТест» — базовая фитнес-диагностика, которая помогает за полчаса определить проблемные зоны человека, учесть его пожелания и возможные противопоказания по здоровью, создав траекторию развития для каждого. Так тренировки становятся более доказательными и эффективными для конкретного человека.
Ещё новые программы учитывают тот факт, что у молодых людей не так много свободного времени, доступного для тренировок. Отсюда популярность коротких высокоинтенсивных занятий на 30-45 минут.
Растет важность психологической функции фитнеса, где можно не только улучшить физическую форму своего тела, но и на время отключиться от окружающих проблем. Это могут быть как спокойные мягкие тренировки по йоге, пилатесу, растяжке, так и заводные занятия по сайклингу под музыку, которые по атмосфере больше напоминают рок-концерт. Фиксируется всплеск популярности разных танцевальных направлений, которые больше про чувственность, эмоции и общее состояние организма, чем про проработку конкретных групп мышц.
У клиентов свои повадки
Человек стал более мобильным. Его горизонт планирования сократился, поэтому он часто не готов включаться в долгосрочные истории. В отношении фитнес-услуг это выражается в том, что вместо членства на год клиент чаще предпочитает купить абонемент на несколько посещений или месяц. Поэтому мы наблюдаем, как активно развивается формат полностью автоматизированных клубов без персонала с возможностью разовых посещений, запись на которые осуществляется через мобильное приложение. Мы видим, что клубы с рекуррентными платежами (периодические списания с банковской карты, услуги «по подписке» — прим. ред.) растут значительно быстрее, чем в среднем фитнес-рынок.
Для многих такой формат ещё и про экономию. Не все готовы заплатить сразу за год, а возможность платить ежемесячно или за разовую тренировку кажется более приемлемой. Хотя, конечно, годовой абонемент оказывается в итоге более выгодным, если регулярно посещать зал дважды в неделю. И именно рекуррентные платежи — важный инструмент по работе с молодой аудиторией. Благодаря такому формату в фитнес включаются студенты, люди от 16 до 22 лет. Многие из них, сформировав привычку заниматься фитнесом на регулярной основе сегодня, со временем перейдут в более респектабельные полноформатные сетевые клубы, ядром аудитории которых являются уже семьи с детьми и для которых важно наличие в клубе бассейна и других сопутствующих фитнесу сервисов, таких как спа или кафе. Чтобы активнее взаимодействовать с аудиторией, стараемся открывать клубы такого формата на больших площадях, чтобы охватить своим предложением все типы клиентов. Так, запуская фитнес-клубы разного формата, мы предлагаем достойный фитнес-продукт аудитории всех возрастов.
А что насчет онлайн?
Во время пандемии коронавируса многие фитнес-клубы запускали онлайн-программы для поддержки своих клиентов. Так делали и мы. Однако в прошлом году отказались от эфиров под групповые занятия — посмотрели на бизнес-показатели и переключили усилия команды на другие направления.
А вот индивидуальные тренировки всё ещё востребованы. В 2022 году большое количество платежеспособных граждан, особенно из Москвы и Санкт-Петербурга, уехали за рубеж и продолжают там проживать. Они привыкли к фитнесу, своим тренерам и не отказываются от этих услуг. Но доля таких продаж не превышает 1% от всех доходов клуба, поэтому говорить о том, что онлайн-занятия вытесняют офлайн, я бы не стала.
При этом в современном мире важно иметь хорошо работающие цифровые автоматизированные каналы коммуникации с клиентами; ту же роль мобильного приложения компании в выстраивании технологий сервисного сопровождения переоценить невозможно. Поэтому в нашей работе мы делаем существенный акцент именно на развитие цифровых каналов коммуникации — своего рода слияние онлайн и оффлайн.
Все спортсмены в крупных городах?
В нашем бизнесе есть такое понятие, как процент проникновения фитнес-услуг. Он означает, какую долю местного населения может привлечь клуб. В среднем по стране она составляет менее 5%. Но чем больше город, тем выше этот процент. В Москве он порядка 15%, в Санкт-Петербурге — 12%, а в некоторых городах с населением менее миллиона человек он колеблется на уровне 2%. То есть, с одной стороны, культура занятия фитнесом свойственна скорее миллионникам, с другой — у городов поменьше есть большой потенциал для развития. Но цифры проникновения фитнес-услуг растут не так быстро, как хотелось бы.
Развитию, в частности, мешают, прежде всего, экономические вызовы. Мы видим, что у ряда клиентов сокращаются доходы из-за инфляции и других факторов. Вполне вероятно изменение системы налогообложения в среднесрочной перспективе. То есть непонятно, какой завтра у человека будет бюджет на ведение домохозяйства.
Ещё в коронавирус люди начали активно экономить, оптимизировать расходы, в том числе отказываться от фитнеса, так как в системе приоритетов человека это далеко не самая обязательная вещь. Либо клиенты оставляют только базовую карту, но не пользуются дополнительными услугами, которые в структуре доходов фитнес-клубов занимают минимум треть.
В такой ситуации важно сохранять доступность фитнеса, но при этом, чтобы не страдало качество. И здесь тоже есть свои вызовы. Например, с 2022 года изменились цепочки поставок оборудования. Сроки выросли в три раза, логистика стада дороже. При этом клубы не могут полностью закрыть все потребности в запчастях, когда это необходимо. Приходится адаптироваться: заказывать заранее и пользоваться помощью местных мастеров вместо гарантийнного обслуживания оборудования от производителя. Оно в нашей индустрии в основном импортное. Всё это предполагает дополнительные издержки, что либо приходится закладывать в стоимость карт фитнес-клубов, либо терять маржинальность.
Импортозамещение возможно, но не по всем направлениям. Например, продукты для фитнес-баров у нас почти все российские. А вот что касается расходников для спа и самих тренажеров, здесь приходится ориентироваться на зарубежные варианты. Пока что их качество на две головы выше, особенно что касается электронной начинки кардиотренажеров.
Быстрое развитие в России
Так можно сказать о практиках фитнеса, связанных с диджитал-инструментами. В России люди привыкли к экосистемам и супераппам, когда с помощью приложения можно решить многие повседневные задачи. Это позволяет нам развивать форматы, глубоко завязанные на мобильное приложение. Например, некоторые фитнес-клубы нашей сети работают без персонала, а всё управление происходит через приложение. С его помощью можно купить абонемент, запланировать индивидуальную тренировку, даже открыть дверь в фитнес-клуб через систему бесключевого доступа. Благодаря этому зал доступен в формате 24/7, а собственник бизнеса минимально включен в оперативное управление клубом.
Такой формат пользуется сегодня наибольшим спросом у наших франчайзи. Он требует меньше инвестиций, чем классический клуб, для него подойдет помещение на первом этаже любого здания площадью от 120 м2. Так что и динамика открытий выше, чем у других форматов под нашим брендом, и окупаемость феноменальная — от двух лет. Именно поэтому такой формат крайне интересен частным инвесторам.
Выгодный бизнес
Фитнес — это хороший бизнес с высокой доходностью, если делать всё правильно и избегать детских ошибок. Конечно, лучше, чтобы у предпринимателя был опыт в индустрии или плечо опытного партнера. В наших бизнес-кейсах мы заявляем доходность от 20 до 50%, но этому способствует большой этап анализа перспективности локации, выстраивания маркетинга и команды продаж и так далее. Часто к нам приходят владельцы уже действующих клубов, которые хотят провести ребрендинг и работать под нашим именем, использовать наши технологии и методические наработки.
Если говорить в целом по рынку, то, несмотря на все трудности, он продолжает развиваться и расти. По итогам прошлого года оборот фитнес-клубов увеличился на 11,6% до 172 млрд рублей, а в текущем году аналитики Национального фитнес-сообщества прогнозируют рост выручки в 18%. Единственным сдерживающим фактором является низкая в среднем по индустрии маржинальность. Но потенциал у рынка большой. Этому способствует как недостаточная насыщенность качественными фитнес-клубами городов с населением менее миллиона человек, так и общий тренд на активный образ жизни среди россиян.