Как стало известно “Ъ”, Хорошевский суд прекратил слушания по делу о нарушении авторских прав на российский коммуникационный сервер CommuniGate Pro, услугами которого пользуются многие компании и госорганы. По версии следствия, правами на программу незаконно завладели трое руководителей компании «СталкерСофт», при этом причиненный ими ущерб оценивается почти в 305 млн руб. Материалы возвращены в прокуратуру для дополнительного расследования, в частности, суд усомнился в выводах проведенной в рамках расследования экспертизы.
Хорошевский райсуд прекратил слушания по делу в отношении бывших гендиректоров компании «СталкерСофт» Александра Малышева и Марии Тришиной, а также ее технического директора Дмитрия Акиндинова. Отметим, что господин Малышев, которого следствие считает организатором преступления, умер в 2022 году. «Материалы этого дела направлены обратно в прокуратуру»,— подтвердили “Ъ” в суде, не уточняя причины судебного решения. По данным “Ъ”, одной из них стали сомнения в выводах экспертизы, лежащей в основе обвинения.
Процесс по довольно редкому для судебной практики делу о нарушении авторских прав на программу CommuniGate Pro и распространении контрафактной продукции начался в сентябре 2022 года. Как ранее сообщал “Ъ”, само дело было возбуждено в феврале 2021 года, а заявителем была Анна Бутенко, дочь умершего в 2018 году автора программы Владимира Бутенко. В январе 2022 года обвинения в незаконном использовании объектов авторского права и хранении контрафактных экземпляров с целью сбыта, совершенных в особо крупном размере (ч. 3 ст. 146 УК РФ), были предъявлены трем бывшим топ-менеджерам «СталкерСофта» Александру Малышеву и Марии Тришиной, а также Дмитрию Акиндинову.
Как следует из материалов расследования, в августе 1998 года программист Владимир Бутенко разработал «программу для ЭВМ», которую и назвал CommuniGate Pro. Помимо авторства господину Бутенко, следует из материалов дела, также единолично принадлежали и права на ее использование, включая распространение. Авторство программиста и его исключительные права были зарегистрированы в США, а в 2015 году и Роспатент выдал ему свидетельство о регистрации «мультипротокольного коммуникационного сервера CommuniGate Pro». Созданный господином Бутенко продукт был предназначен для организации электронной почты, передачи голосовых данных посредством технологии VoIP, мгновенного обмена сообщениями и т. д.
Как говорится в уголовном деле, в феврале 2008 года программистом было учреждено ЗАО «СталкерСофт», которое занялось продажами IT-продукта. С этой фирмой программист заключил два договора — 14 января и 1 февраля 2013 года. В соответствии с ними компания получила на пять лет права на использование SGP на территории России, Белоруссии, стран Прибалтики, а также Казахстана и Украины. Также соглашения позволяли фирме осуществлять техподдержку и техническое сопровождение программы. Среди клиентов компании «СталкерСофт» на ее сайте упоминаются структуры РЖД, «Росатома», других крупных госкомпаний, а также различные ведомства.
Однако, как следует из материалов дела, вскоре после получения в 2015 году свидетельства Роспатента у троих тогдашних руководителей «СталкерСофта» возник преступный умысел, целью которого стало «незаконное завладение правами» на популярную программу и ее дальнейшее использование уже «для личного обогащения».
По версии следствия, выполняя разработанный господином Малышевым преступный план, в период с ноября 2017 года по январь 2018 года (к этому времени господин Бутенко уже вышел из состава учредителей «СталкерСофта») его сообщники подменили подлинный лицензионный договор поддельным соглашением, которое существенно отличалось по содержанию от реального документа. Кроме того, по данным следствия, злоумышленниками были изготовлены еще несколько поддельных соглашений, которые увеличивали срок действия заключенных господином Бутенко с компанией договоров, а также наделяли «СталкерСофт» эксклюзивными правами на распространение программы. В сентябре 2019 года в Роспатент была подана новая заявка, в которой речь шла о регистрации программы CommuniGate Pro ver.6.3., авторство и права на которую принадлежали уже не умершему к этому времени Владимиру Бутенко или членам его семьи, а компании «СталкерСофт». После получения свидетельства популярная программа стала продаваться клиентам уже под новым наименованием, а доходы поступать новым владельцам. При этом, согласно выводам следствия, исходный код нового компьютерного продукта «не является самостоятельным», а представляет собой копию кода, созданного господином Бутенко, «без существенных изменений архитектуры, структуры и содержания».
Всего, по подсчетам следствия, действия фигурантов причинили ущерб правообладателям в размере 304,2 млн руб. При этом представители Анны Бутенко, которая признана потерпевшей по делу, оценивают его в сумму в три раз большую.
Фигуранты дела вины не признают. Решение Хорошевского суда о возврате материалов дела на дополнительное расследование уже опротестовано.