Как стало известно “Ъ”, Гагаринский райсуд повторно начал рассматривать дело бывшего управляющего делами и заместителя президента Российской академии наук (РАН) Константина Солнцева и бизнесмена Сергея Дягилеца. Оба обвиняются в хищении у Академии наук около 200 млн руб., выделенных на обслуживание принадлежащих ей зданий. Ранее районный и городской суды выносили решения о направлении дела на дополнительное расследование, усматривая в материалах ряд нарушений, однако в кассационной инстанции прокуратуре удалось добиться проведения процесса.
Гагаринский райсуд во второй раз начал процесс по уголовному делу в отношении бывшего управделами РАН Константина Солнцева и бенефициара компаний «Интер-М» и «Регионстрой» Сергея Дягилеца. Это стало возможным после того, как в конце 2023 года Второй кассационный суд общей юрисдикции отменил решения Гагаринского райсуда и Мосгорсуда (МГС) о направлении материалов дела в прокуратуру для проведения дополнительного расследования. Напомним, что Гагаринский райсуд прекратил слушания еще 26 июня 2023 года. В решении, которое двумя месяцами позже утвердила апелляционная инстанция МГС, говорилось, что в материалах расследования содержатся неустранимые нарушения, которые препятствуют его объективному рассмотрению. В частности, суды отметили якобы незаконное участие в следственных действиях ряда сотрудников СКР, а также вменение в вину господину Солнцеву преступления с использованием служебного положения уже после его увольнения с должности управделами РАН, а затем и вообще из академии. Отметим, что решение о направлении дела на дополнительное расследование поддержали не только обвиняемые, но и потерпевшая сторона в лице представителя РАН. Однако московская прокуратура не согласилась с этими доводами и добилась в кассационной инстанции возврата дела в райсуд для рассмотрения по существу.
Как ранее сообщал “Ъ”, уголовное дело в хищении средств из бюджета РАН в мае 2021 года возбудил Таганский отдел столичного главка СКР, причем сначала — в отношении неустановленных лиц. Однако уже 20 июля 2021 года был задержан, а на следующий день арестован первый фигурант — Сергей Дягилец. Мера пресечения с тех пор у него не изменилась.
А 14 января 2022 года был задержан и бывший управделами РАН, академик, лауреат Государственной премии Константин Солнцев. В тот же день Таганский суд отправил господина Солнцева, который фигурирует в расследовании как и. о. декана факультета наук о материалах МГУ и научный руководитель Института металлургии и материаловедения им. А. А. Байкова, под домашний арест.
Первоначально действия господ Солнцева и Дягилеца были квалифицированы как мошенничество в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ), однако позже СКР дополнил их обвинение статьей о легализации преступных доходов (ст. 174.1 УК РФ).
В материалах расследования, по данным “Ъ”, фигурируют эпизоды, относящиеся к периоду 2014–2015 годов. В это время, как следует из уголовного дела, обвиняемые вступили в преступный сговор, направленный на хищение части средств Академии наук, которые выделялись компаниям господина Дягилеца — ООО «Интер-М» и ООО «Регионстрой». Причем бизнесмен, считает следствие, хотя и не занимал постов в этих компаниях и не фигурировал в учредительных документах, являлся их конечным бенефициаром.
Фирмы Сергея Дягилеца, как следует из материалов расследования, на протяжении нескольких лет выполняли функции дирекции единого заказчика РАН, заключив с Академией наук различные госконтракты на сотни миллионов рублей. А Константин Солнцев, с 2001 по 2015 год занимая пост управделами и заместителя президента РАН, имел прямое отношение к подписанию и реализации этих соглашений.
В основном договоры с «Интер-М» и «Регионстроем» касались обслуживания административно-технического комплекса зданий, принадлежащего РАН. Всего в деле, по данным “Ъ”, фигурирует семь госконтрактов на сумму 219 млн руб., заключенных в период с 20 декабря 2013 года по 30 января 2015 года. Все они связанны с «комплексной эксплуатацией инженерных и иных систем обеспечения» зданий. Как следует из материалов дела, эти соглашения были полностью оплачены РАН, хотя фигуранты заведомо знали, что они не будут исполнены. Господин Дягилец, считает следствие, предоставил заказчику фиктивные акты об оказании услуг его фирмами, которые не соответствовали ни фактическому объему, ни качеству выполненных работ. Деньги, выделенные РАН на исполнение договоров, обвиняемые, по версии следствия, похитили.
Фигуранты вину не признают, настаивая, что соглашения, фигурирующие в деле, были выполнены, а результаты проходили многоступенчатые проверки и не вызывали нареканий у контролирующих органов.
ИИ