И вопрос в том, обязательно ли антисемитизм связан с плохим отношением к человеку. В советское время было просто: ты сталкивался с плохими проявлениями этого антисемитизма. Тебя просто не принимали в ряд высших учебных заведений. Или в школе «жидовкой» дразнили.
**У меня субъективное ощущение, что из Москвы ушла эта тема. Хотя, может, я просто не внутри нее, поэтому и не замечаю.
Но, по-моему, даже в примере, который вы привели, менеджер, когда говорил «ваша нация с деньгами хорошо управляется», хотел логично для всех обосновать свой выбор и сказать — вас много, а место одно, возьмем того, кто лучше справится. Лично я тут никакого антисемитского подтекста не вижу.**
Да, но какой-нибудь американец сказал бы нам, что это антисемитизм. Потому что пускай здесь и нет дурного подтекста, но деление людей по расам и предположения, что какой-то расе присущи определенные особенности… Но, как говорится, здесь вам не тут.
Можно ли говорить о том, что еврейской теме в России и в Москве пришло время легализоваться и она «вышла в свет»? Работают синагоги, и прекрасный Музей толерантности уже давно стал частью культурного пейзажа города. Люди ходят туда на выставки, на лекции, даже не всегда напрямую связанные с еврейской темой. И я ни разу не встречал такой реакции, что «фу, ходить туда, в этот еврейский рассадник». Нет, это часть Москвы, у них бывают крутые выставки и лекции, все туда ходят.
Можно ли говорить, что произошла какая-то эволюция в общественном сознании, которая позволила московским евреям расслабиться и ощутить себя в городе спокойно и уверенно?
Очень интересный вопрос, но чтобы на него ответить, нам нужно понять, кто это такой — московский еврей? Потому что люди понимают это совершенно по-разному. В моем понимании, наверное, устаревшем — это совершенно цивильный человек, еврей по некоему самосознанию.
Вот я — московский еврей, я не знаю ни слова ни на каком восточном языке, я не религиозна. И если у меня есть на свете Родина — то это русский язык. Или еврей — это все таки тот, кто ходит в синагогу и празднует Новый год не зимой, а осенью?
Так что такое московский еврей? И чувствует ли он теперь себя в городе спокойно? Вот я живу на Чистых прудах, и часто стала видеть там характерно одетых людей. Чтобы человек в такой шляпе расхаживал по улице — было исключительно редко, не помню, чтобы я хоть раз такое видела в советские годы.