В 2014 году президент Российской Федерации Владимир Путин побывал с официальным визитом в Китайской Народной Республике. Именно в это время было заключено соглашение о разработке российско-китайского самолета C929 (изначально CR929). Предполагалось, что новый авиалайнер будет создан совместными усилиями «Объединенной авиастроительной корпорации» и китайской компании COMAC. Участники данного проекта планировали, что новый самолет может стать полноценным конкурентом для Boeing и Airbus.
Впервые уменьшенная модель нового российско-китайского самолета была представлена широкой общественности на международном аэрокосмическом салоне China Airshow в городе Чжухай (Китай). Уже тогда было известно, что первые поставки новых авиалайнеров потенциальным заказчикам должны были стартовать в 2026–2027 годах, а стоимость разработки самолета составит 13–20 миллиардов долларов. Цена же самого самолета в первый год после старта продаж оценивалась в 113,5–117,8 миллиона долларов, что делало его на 20% дешевле основных конкурентов.
Если же чуть более подробно рассуждать о технических параметрах нового авиалайнера, то его базовая версия, которая обозначается как CR 929-600, будет иметь на борту 280 кресел, а дальность ее полета составит 12 тысяч километров. Младшая – CR 929-500 (230 кресел, 14 тысяч километров), а старшая – CR 929-700 (320 кресел, 10 тысяч километров).
Уже через два года (в 2018 году) на той же выставке была представлена полноразмерная модель будущего лайнера. Представители российской стороны тогда подчеркивали, что на данный момент разработчики самолета находятся на этапе эскизного проектирования и выбора оптимальных поставщиков основных систем самолета C929. К тому времени уже была создана совместная компания (СП) China-Russia Commercial Aircraft International Corporation (CRAIC), которая осуществляла сопровождение данного проекта, синхронизируя деятельность «Объединенной авиастроительной корпорации» и COMAC.
В 2019 году полноразмерная модель была продемонстрирована общественности уже на авиасалоне МАКС в подмосковном Жуковском. Одновременно с этим и стало известно о первых разногласиях между участниками проекта. Так, РФ и КНР не могли договориться, какое из государств станет держателем сертификата типа самолета, а от решения данного вопроса во многом зависело разделение конструкционных расходов.
В сентябре 2021 года компания COMAC приступила к сборке первого образца лайнера. На тот момент российская сторона занималась разработкой композитного крыла, механизации крыла, системы подвески двигателей и основного посадочного шасси. Кроме того, в том же году в Китае был опубликован «План развития гражданской авиации (2021—2025)», из которого следовало, что потребность китайского рынка в широкофюзеляжных самолетах на ближайшие 20 лет превышает аналогичные показатели отечественного рынка приблизительно в 20 раз. Можно предположить, что это стало очередным камнем преткновения, так как уже в 2022 году появилась информации о возможном сокращении участия Российской Федерации в данном проекте, причиной стало решение китайской стороны заменить часть комплектующих, за которые изначально отвечала российская сторона, на западные аналоги. Решающую роль в этом могла сыграть именно разница в емкостях китайского и отечественного рынков. Проще говоря, китайская сторона не захотела делить возможную прибыль на собственном же рынке, который при эксплуатации нового авиалайнера играл бы ключевую роль.
Чуть позже российская сторона подтвердила, что проект развивается не в том русле, в котором предполагалось изначально. Юрий Борисов, являвшийся на тот момент вице-премьером Российской Федерации, заявил, что Китай все меньше заинтересован в участии России в данном проекте. Такое развитие событий делало выход нашей страны из совместного авиамероприятия все более вероятным.
Прокомментировал сложившуюся ситуацию и глава Министерства промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, отметив, что статус российской стороны в рамках данного проекта может трансформироваться в обычного поставщика компонентов. Причина, по его словам, в том, что наша страна четко понимает весь риск использования Китаем комплектующих, произведенных в третьих государствах, некоторые из которых являются недружественными России. Подобное развитие событий делает проект максимально уязвимым, учитывая характер взаимоотношений нашей страны с Западом.
Очередное подтверждение заявлением наших чиновников можно было лицезреть на состоявшемся в 2023 году авиашоу в Ле Бурже (Франция). В рамках данного мероприятия на стенде китайской авиастроительной корпорации COMAC макет CR929 демонстрировался без надписи «CR929». Кроме того, на нем отсутствовал логотип российского партнера – «Объединенной авиастроительной корпорации». Многие эксперты сделали вывод, что власти Китайской Народной Республики попросту лишили перестраховаться, боясь давления со стороны Запада.
Нельзя не отметить еще один интересный, пару месяцев спустя, уже на авиасалоне в Наньчане (Китай) был представлен макет самолета под новым обозначением «C929», что еще раз может говорить о полном выходе российской стороны из совместного проекта.
Самой же серьезной проблемой после перевода России из полноправного партнера в обычного поставщика комплектующих станет то, что у отечественных авиакомпаний могут возникнуть проблемы с приобретением C929, ведь наличие западных деталей в его конструкции с высокой долей вероятности сделает его экспорт в Российскую Федерацию невозможным.
В заключение хочется добавить, что судьба данного проекта во многом отражает геополитические изменения, происходящие в мире в последние годы. Политические взаимоотношения между государствами все серьезнее влияют на мировую экономику. Санкционная политика различных стран привела к тому, что Россия, если говорить прямо, оказалась за бортом данного проекта. Китай же предпочел выбрать более грамотный с экономической точки зрения вариант, за что вряд ли можно упрекать наших партнеров. Теперь властям нашей страны придется искать другие пути решения надвигающейся проблемы, связанной с нехваткой пассажирский авиалайнеров, либо верить в успех МС-21 и Sukhoi Superjet New.