Как стало известно “Ъ”, в Московском областном суде с участием коллегии присяжных начался процесс по уголовному делу бывшего профессора МГТУ им. Баумана, ныне биржевого брокера, гражданина России и Великобритании Александра Кибальченко, а также четверых его предполагаемых сообщников. Брокер обвиняется в организации похищения и убийства своего бывшего зятя. Судебному разбирательству предшествовали освобождение господина Кибальченко из СИЗО по состоянию здоровья, его побег из-под домашнего ареста, вывод врачей о «демонстрационном» характере недугов обвиняемого и новое заключение под стражу.
Процесс по делу 67-летнего Александра Кибальченко и четверых других фигурантов уголовного дела в Мособлсуде начался с большой задержкой — полгода понадобилось для отбора присяжных заседателей. Лишь на днях коллегия была сформирована. «Отобрано восемь основных и восемь запасных заседателей»,— сообщил “Ъ” представляющий потерпевшую сторону адвокат адвокатского бюро Москвы «Закон» Вильгельм Капасовский. Он пояснил, что столь длительное обсуждение и утверждение кандидатур объясняется многочисленными отводами и самоотводами, но об их причинах защитник говорить не стал, поскольку отбор проходил в закрытом режиме.
Как рассказывал ранее “Ъ”, Александр Кибальченко, в прошлом профессор МГТУ им. Баумана, а ныне брокер на фондовой бирже, имеющий помимо российского и гражданство Великобритании, обвиняется в организации заказного убийства своего бывшего зятя — физика и программиста Тимура Зайниева. Между ними, говорится в материалах расследования, возник конфликт после развода последнего с женой. Бывшие супруги делили как недвижимость, так и возможность опеки и встреч с детьми. Судебные тяжбы, в ходе которых господин Зайниев отстоял проживание детей в России и запрет на их вывоз в Великобританию к бывшему тестю, обострили конфликт.
По версии обвинения, кончилось все тем, что весной 2021 года после одного из судебных заседаний программиста прямо у здания Хорошевского райсуда столицы трое нанятых Александром Кибальченко человек затолкнули в машину, обездвижив электрошокером, и вывезли в подмосковный гараж, где один из них — бывший сотрудник МВД Роман Осипов — задушил жертву.
Осипов, как говорится в материалах дела, случайно познакомился с заказчиком, которому, как, впрочем, и остальным, представлялся полковником ФСБ, курирующим «Росатом», хотя в реальности ранее служил в полиции обычным водителем. Лжечекист, говорится в материалах дела, согласился «убрать» неугодного родственника брокера за $50 тыс., а для реализации криминального замысла всего за 10 тыс. руб. привлек троих знакомых — Владимира Филимончука, Максима Енбекова и Владислава Мельникова.
Все исполнители преступления были задержаны в течение двух суток после убийства, так как момент похищения попал на камеры видеонаблюдения. А предполагаемый организатор, по данным правоохранителей, планировал скрыться за границей через Белоруссию, но был пойман в последний момент на вокзале. Ему инкриминировали убийство по найму (ч. 2 ст. 105 УК РФ). Свою вину господин Кибальченко отрицал, зато некоторые из исполнителей, которым в зависимости от роли каждого также предъявили обвинение еще и в похищении человека (ст. 126 УК РФ) и незаконном обороте боеприпасов (ст. 222 УК РФ), дали признательные показания, в том числе и на бывшего профессора. Они, в частности, сообщили, что предполагаемый заказчик лично приезжал на место расправы, чтобы убедиться в устранении бывшего родственника.
Впервые уголовное дело поступило в Мособлсуд еще в октябре 2022 года, но тогда оно было возвращено в прокуратуру для устранения недостатков. В частности, нужно было уточнить роль каждого из соучастников преступления. В конце того же года материалы опять оказались в суде, однако вновь случилась задержка. Все началось с того, что адвокаты Александра Кибальченко настояли на освобождении подзащитного из-под стражи в связи с плохим состоянием здоровья. В частности, как рассказывал “Ъ”, они представили медицинские документы, свидетельствующие, что после перенесенного инфаркта у обвиняемого были диагностированы заболевания, которые в соответствии с утвержденным правительством списком исключают содержание под стражей. В итоге господина Кибальченко отправили под домашний арест, при этом представленные защитой медицинские заключения по требованию потерпевшей стороны отправили на экспертизу.
Впрочем, как сообщал “Ъ”, выводов врачей фигурант дожидаться не стал и попытался из-под домашнего ареста сбежать. Он ушел из своей квартиры на Земляном Валу под предлогом посещения врача, но на самом деле поехал за город, срезав по дороге с ноги отслеживающий передвижения электронный браслет и выкинув документы и телефон. Обнаружили беглеца в лесу неподалеку от аэропорта Домодедово с крупной суммой денег в кармане.
В суде задержанный заявил, что по дороге в клинику ему стало плохо в такси, после чего его ограбили неизвестные.
Суд, однако, этой версии не поверил. К тому же он уже получил к этому времени заключение врачей о «демонстрационном характере» заболеваний Александра Кибальченко. В итоге брокера вновь отправили в следственный изолятор. В январе этого года адвокаты арестанта еще раз попытались добиться освобождения подзащитного, вновь заявив об ухудшении состояния его здоровья, но суд посчитал, что врачи ФСИН в состоянии оказать обвиняемому необходимую помощь.
«Мы убеждены, что все разговоры о состоянии здоровья господина Кибальченко не что иное, как очередная попытка уйти от ответственности за содеянное. Надеемся, что суд и присяжные во всем разберутся и вынесут справедливое и обоснованное решение»,— заявил “Ъ” господин Капасовский.