Бруно Фрейндлих в фильме «Двенадцатая ночь»
Многие из моего поколения впервые увидели Бруно Фрейндлиха в шутовском костюме. Он играл в «Двенадцатой ночи» — чудесной экранизации комедии Шекспира, яркой и красочной. Играл шута Фесте – вечного насмешника, который издевается над спесивым Мальволио в желтых подвязках, придумывает злые розыгрыши, а потом поет о любви в нелепой шапочке с колокольчиками.
Когда фильм вышел, советские зрители влюбились в главных героинь – в Клару Лучко, в Аллу Ларионову (хотя ее обожали и прежде). Но петь хотелось про то же, что и Бруно Фрейндлих в финале: «Если сердце верит в счастье, солнцем сменится ненастье».
На «Ленфильме» до сих пор хранится костюм шута, напоминая о комическом потенциале актера. Почти все остальные роли Бруно Артуровича в кино были более «серьезными»: и герцоги, и Колчак, и Врангель, и ученые, и композиторы, и Тургенев, и разнообразные негодяи, и маршалы. Эти роли не назовешь главными, хотя в театре он играл и Хлестакова, и Гамлета, и даже Павла Корчагина.
А еще Бруно Фрейндлих – отец прекрасной актрисы Алисы Фрейндлих. Хотя в начале карьеры Алисе Бруновне долго приходилось доказывать, что она не только дочь народного артиста СССР (с 1974 года, до этого он был народным РСФСР) и лауреата Сталинской премии.
Вот несколько фактов о замечательном актере.
Бруно Фрейндлих в роли шута в фильме «Двенадцатая ночь»
Мальчик из династии стеклодувов
Бруно Фрейндлих родился в Санкт-Петербурге, в семье обрусевших немцев. Его предки были стеклодувами, их пригласил в Россию еще Петр Первый. За века не у всех стеклодувов из династии Фрейндлихов все получалось, и отец Бруно Фрейндлиха Артур Иванович как раз с ремеслом и не справился. Открыл магазин «Изящная обувь Фрейндлиха», но случилось это очень не вовремя – в 1917 году. Вскоре Артур Иванович скончался, а Бруно было только семь лет.
Фрейндлих учился в трудовой школе, потом работал на заводе лаборантом, поступил на географический факультет Ленинградского университета. Только вот затесалась в его судьбу художественная самодеятельность — и постепенно превратилась в смысл жизни. Он бросил университет, пошел учиться в техникум сценических искусств, начал службу в театре рабочей молодежи и встретил красавицу-актрису Ксению Федорову. Она стала его женой и матерью Алисы.
Имя дочери подбиралось к отчеству. Жена хотела, чтобы девочку назвали Наташей, но отцу не нравилось сочетание «Наталья Бруновна». Неестественным оно казалось. Возник компромисс: Алиса. По настоянию матери девочку зарегистрировали как русскую, а не как немку (в СССР национальность указывалась в официальных документах). Это спасло будущую актрису от депортации после войны.
Еще до войны Бруно и Ксения развелись. Гастроли, на которых Бруно Артурович был накануне 22 июня 1941 года пришлись на Ташкент. Потом были эвакуация на Урале, знакомство со второй женой, вторая дочь Ирина… Алиса с мамой в это время находились в блокадном Ленинграде.
Из эвакуации театр Фрейндлиха вернулся только в 1944 году. С Алисой он не терял связь, и именно он потом помог ей сделать выбор. Дело в том, что Алиса Бруновна хотела стать оперной певицей.
— Что делать в опере с твоим росточком? Ты же будешь как муха на куличе, — сказал ей отец и убедил, что поступать надо в театральный, где и музыкальный талант пригодится.
За кулисы театра он водил свою дочь часто, а вот в карьере не помогал. Не из вредности: скорее, не хотел мешать и давить. Среди привычек, которые остались у Алисы Бруновны от отца (судя по ее некоторым интервью) – в день спектакля где-то час обязательно спать на диванчике.
«Почему ж ты мне не встретилась?»
Среди тех фильмов, которые зритель смотрит и сейчас – первая версия «Двух капитанов» и «Разные судьбы». Обе картины сняты в 50-х годах. В «Двух капитанах» Бруно Артурович играет учителя Ивана Кораблева. Его образ очень похож на тот, который создал автор романа Вениамин Каверин: человек, напоминающий Марка Твена. Получился персонаж благородный, добрый, искренний и завоевывающий зрителя с первой минуты. И тут же – в «Разных судьбах» — стареющий композитор Рощин в исполнении Фрейндлиха оказывается слабовольным, уставшим, предающим любящую много лет жену. И грима, вроде бы, немного (не то что с шекспировским шутом из «Двенадцатой ночи»), но люди на экране возникают совершенно не похожие друг на друга.
Бруно Фрейндлих и Татьяна Пилецкая в фильме «Разные судьбы»
В «Разных судьбах» Бруно Фрейндлих исполняет и знаменитый романс «Почему ж ты мне не встретилась, юная, нежная?» Вернее, он играет это: поет за кадром Александр Борисов. Первоначально роль композитора, которого соблазняет вертихвостка-эгоистка, предлагалась Марку Бернесу, но он отказался. Может, и к лучшему: Бернес играл у режиссера фильма Леонида Лукова в «Двух бойцах», пел «Темную ночь» за пианино, и сцена казалась бы самоповтором. А высокий, нервный и уязвимый в этой картине Фрейндлих со своей последней внезапной любовью к капризной хищнице был органичен и необычайно трогателен.
Брунов Фрейндлих в фильме «Два капитана»
Незаменимый Тургенев на диете
Бруно Фрейндлих дважды играл Ивана Сергеевича Тургенева в кино: в «Отцах и детях» 1958 года появился в роли Павла Кирсанова, а в театре отдал образу самого писателя 23 года.
Спектакль «Элегия» по тургеневским письмам к актрисе Марье Савиной поставили в 1974 году. Партнершей была актриса Валентина Панина. Однажды, когда Фрейндлих был уже далеко не молод, спектакль должны были вывезти на гастроли в Новосибирск. Но Бруно Артурович отказался, и актрисе предложили поехать с другим актером. Панина сказала «нет». Ей обещали доставить на гастроли Фрейндлиха, если у него будет диетическая домашняя пища. Красивая и гордая актриса ходила на рынок, готовила четыре раза в день и приносила в номер партнеру кисель. Лишь бы не отменять любимый спектакль.
Брунов Фрейндлих в образе Кирсанова в фильме «Отцы и дети»
Умер Бруно Фрейндлих на 92 году жизни, в 2002 году. За четыре года до этого он написал мемуары… в стихах. В свет вышло лишь 200 экземпляров, стихи были переработаны редакторами в прозу. Никакой коммерческой пользы, просто памятник самому себе. К девяностолетию человека, который прожил достойную жизнь. Актера, который мог быть злодеем Никитским в «Кортике» или герцогом в «Дон Кихоте». И знал, что «если сердце верит в счастье, солнцем сменится ненастье». Пусть будет так.
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ
«Матушка-земля, белая берёзонька» Татьяна Куртукова прямо высказалась о конкуренции с SHAMANом (подробнее)