Конкурс проводится по инициативе выдающегося хореографа, президента Академии танца Бориса Эйфмана. Борис Яковлевич родился в городе Рубцовске Алтайского края в послевоенном 1946 году, в семье, не связанной ни с балетом, ни с театром, и ему, как никому другому, понятны проблемы, с которыми могут столкнуться юные дарования.
— В юности я услышал фразу, которую запомнил на всю жизнь: «Хореографами не становятся, хореографами рождаются». Эти слова принадлежали знаменитому отечественному балетмейстеру Леониду Якобсону. Выдающийся мастер, он прекрасно знал: умение «говорить» с современниками о самом важном без слов, с помощью языка танца – редкий дар, ниспосланный немногим. И нужно не только безошибочно распознать его в себе, но бережно сохранить, пронести сквозь годы и испытания, достойно реализовав собственный потенциал.
Обладатель спец-приза Эйфмана теперь работает для Большого театра
Украшением Гала-концерта стал победитель прошлого конкурса «Юный хореограф», выпускник Академии Эйфмана Игорь Клинский, прекрасно станцевавший свой номер «Вуаля».
Игорь, благодаря телепроекту «Большой балет», уже довольно известен любителям современной хореографии. Он получил на этом фестивале спец-приз от самого Эйфмана и первую премию «Юного хореографа» ещё на прошлом конкурсе в 2022 году.
Игорь только две недели назад демобилизовался из армии, где, однако, ему была предоставлена возможность заниматься хореографией. Так что это обстоятельство никак не повлияло на качество его исполнения – он находится в отличной форме и исполнил собственную хореографию с блеском. За это время он успел уволиться из Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, артистом которого он числился, пока служил в армии, и перейти в Большой. Из более чем 60 заявок его выбрали стать одним из первых участников программы хореографов, которая с этого года по инициативе худрука балетной труппы Большого Махара Вазиева работает в первом театре страны.
— Мне будет интересно, как будут присуждены места, потому что тут участвует много хороших ребят не из нашей Академии. От нынешнего конкурса у меня очень сильное впечатление. Очень сильные дети! И в этом году я вижу номера еще сильнее, чем были в позапрошлом году. Когда я участвовал в конкурсе, таких номеров было меньше. Так как современный танец начал в себя впитывать еще и другие направления танца, и «попинг», и элементы «вога» и «электро», молодые хореографы в свой танец добавляют и эти стили, – поделился со мной впечатлениями о конкурсе его позапрошлогодний победитель.
Победители
Места на конкурсе распределились следующим образом: в младшей возрастной категории (возраст участников 12-15 лет) первое место завоевал Мартин Абжалимов из Академия танца Бориса Эйфмана с номером «Путь». Второе место тоже досталось ученику Академии Кириллу Диргунову, который поставил для конкурса номер «Открывая себя». А вот третье место с номером «Познать силу» завоевала Каролина Баландина из Волгодонской детской хореографической школы.
Победители в старшей возрастной категории (возраст участников 16-19 лет) тоже, в основном, ученики академии. Первое место у номера «Линия сердца» от Валерия Лейба и Артема Мельтишинова, а третье у Ильи Валгонена и Макара Кузнецова с номером «Антипод», в котором они рассказали в своей хореографии о двух противоположных началах «ян» и «инь», о светлой и темной стороне внутри каждого человека. Одетые один в черный, другой в белый костюмы, они борются между собой за место преобладания в личности.
Илья Валгонен – не только хореограф, подающий надежды, представивший на конкурсе и ещё одну свою работу «Зависимый», но и выразительный, с восточной, «нуреевской» внешностью, танцовщик, прекрасно выражающий себя с помощью танца.
Нелли Анисимова, получившая второе место за довольно оригинальный по своей идее номер «Своё лицо», из Московского Губернского колледжа искусств, В её номере маска как бы прирастает к лицу и её очень сложно снять: за ней на лице появляется другая, третья, и найти собственное лицо в современном мире становится почти невозможно.
Открытие конкурса
Однако главное событие конкурса – это выступление 16-летнего Никиты Степанова с номером «Благословение». В отличие от других юных хореографов, тоже отлично танцующих в собственных постановках, однако, номера которых, зачастую были насыщены довольно однообразной хореографической лексикой, где они красиво пускают телом «волну за волной», но не выражают этим ничего, Никита Степанов потрясал своей эмоциональностью, и его танец не требовал никаких объяснений. Всякие объяснения, напротив, становились бы лишними, настолько поразительным был его танец. Знаменитой песней Жака Бреля «Не покидай меня» он буквально открывал и разрывал душу, казалось, выражая самую её суть. Его танец как раз и был о том, о чем пел Жак Брель в своих превосходных стихах и что вкладывал в свою бередящую душу музыку.
Это было совершенно поразительно, но в разговоре со мной юный 16-летний хореограф признался, что о том, кто такой Жак Брель, он не имеет никакого представления и никогда ничего не слышал о таком певце. Не слышал он в его исполнении и эту знаменитую песню, взяв для конкурса песню на его слова и музыку в исполнении какой-то подражающей ему певицы, которое его пронзило.
Не знаю, была ли в том задуманная интрига, но никакой премии этот потрясающий, но не имеющий никакого специального образования самородок из танцевальной компании PANDA города Чистополя, в которой он, собственно, рос и воспитывался с 8 лет (только в этом году парень из многодетной семьи поступил в Московский губернский колледж искусств), не получил. И только после объявления результатов впервые увидевший его выступление и потрясенный им Борис Эйфман присудил Никите Степанову собственный, и по сути главный, специальный приз конкурса и премию из личных средств в двести тысяч рублей.
«Надо менять систему хореографического образования»
После объявления результатов итоги конкурса мы подвели в разговоре с председателем жюри Юрием Смекаловым.
— Не было ли у вас каких-то споров во время распределения мест? – спросил я Юрия Смекалова.
— Это было коллегиальное решение, и тут у нас проходило всё очень гладко, без споров. Потому что в принципе все было достаточно очевидно. Не было никаких противоречий. Мы ставили баллы. Дискуссия по участникам была отдельно. И отдельно были выставлены оценки. И лауреатов выбирали по поставленным оценкам, кто набрал большее количество баллов.
— Твое личное мнение совпало с этими оценками?
— В основном да. Там было три спорных номера, за которых мы голосовали, потому что они набрали одинаковое количество баллов.
— А каково общее впечатление от конкурса?
— Прошло уже несколько таких конкурсов, и я могу сказать, что чувствуется рост, развитие, чувствуется то, что сейчас 12-летние дети совершенно уникально и классно ставят. И хотелось бы, чтобы у них сохранилось это желание, стремление и жизнь их поддерживала в этом смысле.
Мне было интересно обсуждать выступления конкурсантов, например, с таким выдающимся хореографом, как Валентин Николаевич Елизарьев. Или мы много говорили с Алленом, он как раз китаец и представляет здесь, в Академии танца, современное направление.
— По итогам получается, что среди лауреатов в основном ученики самой Академии Эйфмана…
— Это естественно, и это не потому, что она проводит конкурс, а потому что ученики Академии лучше подготовлены. Потому что здесь есть все возможности по обучению, по развитию. И эти возможности уникальны. Таких условий, честно говоря, больше нет ни в одной академии танца в России, а может, и в мире. Это чувствуется сразу по уровню, по классу, по внешним данным, по выучке и по такому мультижанровому развитию, какое есть у учеников Академии Эйфмана. У них есть и классический танец, и современный, и акробатика. Борис Яковлевич большой молодец! Ведь он по сути ломает систему, и таких руководителей ещё надо поискать. Потому что у нас система образования, а особенно для таких специальных учебных заведений, очень зажата в определенных тисках всяких образовательных установок. Эту систему надо пересматривать. Потому что в хореографических училищах надо изучать дуэтный танец, современное искусство, акробатику, классический танец, актерское мастерство, историю хореографии, и для этого не хватает тех часов, которые выделены. Это очень важно.