Итак, когда яхта разгоняется и переходит из водоизмещающего положения к полету, мы видим, что онасловно бежит по воде на трех тонких ножках. Задняя, расположенная по центру кормы, – это руль, имеющий вид перевернутой буквы «Т». Перекладина буквы – это на самом деле две консоли крыла, почти как у самолета. Две другие «ножки» находятся по обоим бортам яхты. Они имеют изогнутую форму и заканчиваются примерно таким же крылом, как и на руле, только побольше размером. Материал – карбон. В спецификации конструкция крыла не детализируется, и именно здесь открывается простор для гидродинамической мысли и особого командного ноу-хау. Стойки подводного крыла подвижны. Более того, в крейсерском режиме в воду опущено лишь одно крыло – с подветренной стороны. Другая стойка – с наветренной – высоко поднята. Она создает рычаг для компенсации опрокидывающего момента, плюс таким образом несколько снижается лобовое сопротивление. Если же нужно стабильное положение, например во время совершения маневра, в воде оказываются оба крыла. И наконец, в стояночном положении крылья уводятся под днище, яхта как будто «поджимает лапки», уменьшая собственные габариты, что необходимо для швартовки у причала.
Стойки перемещаются и в продольном направлении, что дает возможность менять угол атаки крыла.
Кто считает секунды
Особое положение стоек с крыльями существует для выпрямления яхты при опрокидывании. Точнее говоря, положение стоек в этот момент задается автоматически. Кое-где даже можно встретить утверждения, что AC75, дескать, застрахована от опрокидывания, но это, скорее, в теории. В момент сдачи номера в печать шли соревнования Кубка PRADA. Это квалификационный турнир, победитель которого сойдется в поединке с действующими обладателями Кубка – новозеландцами – уже в Кубке «Америки». В третий день гонок яхте AC75, принадлежащей команде American Magic (она представляет США), после неудачного маневра все-таки «удалось» залечь на бок, и было полное ощущение, что яхта начала тонуть. Своими силами выпрямить судно не получилось, понадобилась помощь спасателей и даже надувные поплавки. Но все в конце концов обошлось.
Discussion about this post