На экологическом поприще стало больше пропаганды и слов, чем дела. Энергопереход, тем более резкий, оказался слишком опасным для экономик мира, и его вытеснили из практической области в сферу риторики, поскольку так все же безопаснее для настоящего устойчивого развития.
Как пишет обозреватель Bloomberg Хавьер Блас, пока активисты радуются тому, что Tesla, BYD и другие бренды продали в уходящем году больше электромобилей, чем когда бы то ни было, тенденция говорит об обратном.
Несмотря на рост продаж электромобилей, мировая нефтяная промышленность в этом году побила исторические рекорды по продаже бензина, превысив предыдущий пик 2019 года, который, как некогда ожидало Международное энергетическое агентство, должен был остаться непревзойденным показателем за всю историю.
За пределами богатых кварталов, наводненных дорогими автомобилями на электротяге, по-прежнему господствует двигатель внутреннего сгорания. В бедных районах и среди среднего класса энергетический переход остается отдаленной перспективой, его шествия не просто замедляется, оно отсутствует.
Так что «вымирание отрасли ископаемого топлива» — это лишь мираж пригородов Нью-Йорка, Парижа, Пекина. В остальных местах ситуация остается прежней, что в целом не может не радовать экономистов, ассоциирующих рост и развитие с традицией.
Тенденция увеличения спроса на нефтепродукты в течение длительного времени преподносит три важных урока для понимания энергетического перехода. Во-первых, стилизованные прогнозы, показывающие устойчивое снижение потребления, редко сохраняют актуальность с течением времени – не только спустя годы, но часто уже через несколько месяцев после публикации. Во-вторых, объявления о пиковом спросе порождают множество заголовков, но, когда потребление превышает эти пики, общественность редко слышит об этом, создавая обманчивую картину темпов перехода. В-третьих, отказ от ископаемого топлива займет больше времени, чем многие ожидали.
Чтобы обратить вспять эту тенденцию, потребуются десятилетия, а не годы. До тех пор бензин остается королем — что бы ни говорили эксперты и аналитики.