Банк «Центркредит», один из крупнейших в Казахстане, с 26 февраля перестал работать с картами российской платежной системы «Мир». Причины ограничений в банке не стали называть.
В крупнейшем в Казахстане Halyk Bank 2 апреля сообщили, что финансовая организация уже не обслуживает карты платежной системы «Мир» ни в банкоматах, ни через POS-терминалы. В Киргизии 3 апреля банки также не принимают карты «Мир». Ограничения начали действовать досрочно, поскольку объявлялось, что они начнут работать с 5 апреля.
От работы с картами «Мир» прежде отказались ключевые игроки финансовой системы Казахстана, а в Армении с ними прекратили работу почти все банки, кроме «дочки» ВТБ. Свою позицию банки этих стран объяснили опасением попасть под вторичные санкции США, которые внесли НСПК, оператора карт «Мир», в блокирующий SDN-лист. При этом Киргизия, Казахстан и Армения входят в ЕАЭС. Отказ же от использования карт «Мир» можно рассматривать как нарушение устава объединения.
Для Киргизии переводы из России составляют около трети ВВП. Ситуация с картами «Мир» принципиально не повлияет на этот поток, поскольку существуют другие каналы переводов. Особняком стоит вопрос о необходимости навести порядок в данной сфере. Сужение территорий, на которых действуют карты «Мир», носит негативный репутационный характер. Данные карты не работают и в КНР, которая является основным торговым партнером России и коллегой по БРИКС+. Из-за санкций возникли значительные сложности с оплатой внешнеторговых контрактов не только с КНР, но и с Турцией.
Через Киргизию, Казахстан и Армению в Россию идут большие реэкспортные потоки товаров. Финансовые сложности могут возникнуть и на этом направлении. России следует ускорить развитие цифровых платежных решений, которые были бы устойчивы к любому санкционному давлению. Переход расчетов и переводов между странами-партнерами России по ЕАЭС на цифровые рубли может сделать движение денег максимально прозрачным.
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин, выступая с отчетом в Госдуме, заявил, что Запад продолжает все возможное, чтобы ограничить доступ России к международной платежной инфраструктуре. Правительство и ЦБ делают все возможное, чтобы предоставить бизнесу возможности проводить операции, заверил он.