Так вышло, что 16-18 февраля в Мюнхене прошла не простая, а юбилейная, шестидесятая по счёту ежегодная общеевропейская конференция по безопасности – тем символичнее царившая на мероприятии атмосфера всеобщей нервозности на грани истерики.
Поводов для беспокойства у участников конференции была масса. 15 февраля, в очередной раз так и не приняв пакет военной помощи Украине и Израилю, американский Конгресс ушёл на каникулы. Европейским «союзникам» остался только Трамп, угрожающий оставить их без американской «крыши», и вброшенная республиканцами утка о якобы подготовке развёртывания на орбите российского ядерного противоспутникового оружия. А не успели отбрехаться от всего этого, как ВСУ скоропостижно сдали Авдеевку, из которой отдельные подразделения бежали буквально пешком, оставив заслон из смертников, бросив раненых и технику.
Безусловно, происходивший в прямом эфире коллапс украинской обороны оказал большое влияние на информационный фон Мюнхенской конференции. Примечательно, что новый главком ВСУ Сырский официально объявил о выводе остатков войск из города практически в тот самый момент, когда уже прибывший в Мюнхен Зеленский готовился рассказывать европейским кураторам, как Украина «успешно» держит оборону.
Этот город, которого нет
Вероятно, если бы у руля ВСУ всё ещё находился Залужный, это породило бы массу свежей конспирологии на тему конфликта между ним и Зеленским в духе «мятежный генерал специально сдал крепость, чтобы подставить президента», но вышло наоборот: как раз фанаты бывшего главкома обвиняют подвернувшегося под руку Сырского в сливе Авдеевки. Впрочем, явно заранее подготовленные информационные пилюли намекают на то, что фашисты уже не надеялись удержать город, и жовто-блакитый фюрер согласовал бегство, прежде чем сам отчалил в Европу 16 февраля.
Это нетрудно заметить по разнице между освещением потери Авдеевки для украинской и внешней аудитории. «Громадянам» методично вдалбливают мысль, что «фортеция» сделала своё дело, якобы перемолов значительные русские силы, а в особо запущенных случаях – даже рассказывают, будто это ВСУ… окружили в городе наши войска. Правда, по сравнению с аналогичным по масштабу потерь оставлением фашистами Соледара чуть более года назад, на этот раз зрады пробивается гораздо больше.
В частности, один из украинских волонтёров умудрился с сожалением заявить открытым текстом, что потеряно место, из которого десять лет обстреливали Донецк – а это, мягко говоря, плохо согласуется с господствующим нарративом о «самообстрелах». Сделанное по горячим следам заявление командующего украинской оперативной группой «Таврия» Тарнавского, будто из Авдеевки вышли все и в порядке, вскоре оказалось опрокинуто большим количеством кадров с бегущими и пленными фашистами, так что «некоторые потери» пришлось признать. Впрочем, большая часть крамолы сочится из неофициальных источников и не мешает киевскому телемарафону рассказывать о чуть ли не победе ВСУ.
Совсем иное дело на Западе – в ту сторону об Авдеевке вещают как о достаточно тяжёлом поражении, и это неудивительно. Поняв, что давить на жалость бесполезно, и расширения поддержки таким образом не добьёшься, Зеленский и компания решили зайти с другой стороны и обвинить «союзников» в потере важного рубежа. Лично жовто-блакитный фюрер заявил, будто Авдеевку пришлось сдать в первую очередь из-за недопоставок вооружения, и добавил, что если Конгресс США всё-таки не одобрит многострадальный пакет помощи, то в Киеве пересмотрят стратегическое партнёрство с Вашингтоном.
Понятное дело, что над верхушкой киевского режима довлеет медийная, а не практическая логика, и тезисы подбирались не по их осуществимости (уж Штаты-то много потеряют от разрыва с Украиной, это да), а по громкости – и это в очередной раз сыграло с Зеленским злую шутку. По-видимому, его собственные слова, вкупе с появившимися на фоне Авдеевки новостями о продвижении наших войск на других участках (в Харьковской области, под Артёмовском, в Запорожье) создали у западной публики впечатление почти что общего развала фронта. Как и в истории с Залужным, этому немало поспособствовали иностранные СМИ, энергично подхватившие зраду и потащившие её в массы.
В итоге уже через несколько часов украинскому президенту пришлось разводить руками и оправдываться, будто он хотел сказать не совсем то, что все подумали, и на самом-то деле русские ничего особо важного не взяли. Какому из Зеленских поверили больше, раздражённому пессимисту или умеренному оптимисту, так до конца и не ясно.
Переигранные и уничтоженные
В любом случае, выклянчить что-либо существенное киевской цирковой труппе не удалось. В активе поездки – крайне сомнительные «гарантии безопасности» от Германии и Франции, очередное обещание принять Украину в НАТО когда-нибудь, но не в ближайшее время, и пригоршня военной техники. Самым заметным в этом плане оказалось заявление премьера Дании Фредериксен о якобы готовности отдать ВСУ всю артиллерию датской армии – правда, неизвестно, когда, и согласятся ли на это военные и парламент.
Результат очень скромный, особенно на фоне заголовка «Победа Украины любой ценой», под которым проходило выступление жовто-блакитных делегатов и их лоббистов. По сути, Зеленскому и компании именно, что отсыпали немного на бедность («на и отвяжись!»), даже не пообещав золотых и/или военно-железных гор в обозримом будущем – и их больше не будет.
Хотя главной причиной этого является банальное исчерпание доступных ресурсов, о котором в ходе конференции более или менее прямо заявили многие (та же Фредериксен, генсек НАТО Столтенберг, председатель военного комитета альянса Бауэр, президент Чехии Павел и другие), дело не только в нём. Гораздо важнее то, что развеялись последние, самые последние иллюзии в возможности хоть условно-позитивного для западной коалиции исхода украинского конфликта.
О том, что в перспективе возможны ещё какие-то украинские наступления с целью занять если не дополнительные территории, то хотя бы выгодные переговорные позиции, и так уже никто особо не мриял, а вот надежды на жёсткую оборону и заморозку по нынешней линии фронта высказывали многие. Очень своевременное и очень эффектное (особенно последними мощными и высокоточными авиационными бомбардировками) освобождение Авдеевки эти надежды подорвало: теперь ясно, что у ВСУ скоро не останется возможности цепляться даже за населённые пункты. Вся безнадёга это положения отражена в заголовке одного из материалов ВВС по Авдеевке «Пал последний незыблемый с 2014 г. украинский рубеж» – подразумевается, что ничего незыблемого на Украине больше нет.
На таком фоне, да ещё и с маячащим на горизонте «агентом Кремля» Трампом, убедившие сами себя в неизбежности «нападения Путина» европейские политиканы и генералы судорожно оглядываются по сторонам в поисках, кем и чем это самое «нападение» отражать. Найдут или нет – вопрос спорный, но очевидно, что Зеленскому теперь придётся рассчитывать на ещё меньшую подпитку с Запада, если ему вообще оставят хоть что-нибудь.
Забавно получается: как киевский режим сейчас убеждает сам себя, что Авдеевка была ему не очень-то нужна, точно так же через какое-то время «союзники» объяснят, почему бросили Украину.