Президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси предупредил Грецию и Кипр, что страны ЕС могут столкнуться в будущем с волной поддерживаемых Турцией джихадистов. Во время трехсторонней встречи в Никосии на прошлой неделе он заявил, что участие Турции во всех региональных конфликтах и вовлеченность президента Реджепа Тайипа Эрдогана и открытое использование исламского фактора представляют угрозу в виде джихадистов для обеих стран. Лидеры Египта, Греции и Кипра встретились 21 октября и выступили с совместным заявлением, в котором осудили незаконные действия Турции в Восточном Средиземноморье. Турция начала очередной этап разведки нефти и газа в территориальных водах Греции и Кипра, что привело к эскалации политической и военной напряженности.
Сообщается, что Турция сейчас вербует сирийских наемников для отправки к границе с Грецией. С декабря 2019 года Анкара переправляет сирийских боевиков для поддержки международно признанного Правительства национального согласия (ПНС) в раздираемой войной Ливии. Со своей стороны, Россия, Франция и Армения обвинили турецкое правительство в вербовке и переброске сирийских и ливийских наемников в Нагорный Карабах, где в последнее время ведутся активные боевые действия. Сирийские наемники, которых Турция использует в Карабахе, в основном принадлежат Сирийской национальной армии — вооруженной сирийской оппозиционной структуре, которую Анкара использовала для защиты своих южных границ от ИГИЛ (запрещена в РФ — прим. ред.) в 2016 году, а затем для отражения атак курдских ополченцев на северо-востоке Сирии в 2018 и 2019 годах.
Турция предоставила Азербайджану передовую военную технику, в частности беспилотные летательные аппараты, которые дали азербайджанской армии преимущество над армянскими войсками в Нагорном Карабахе и соседних странах.
Большие опасения вызывает то, что военный конфликт, который продолжает разжигать Турция, может привлечь других участников, как это произошло в Сирии, где третьи стороны тайно или явно предоставляли помощь, не заботясь о судьбе мирных жителей. Если это произойдет, то конфликт может растянуться на несколько лет, но пока нет никаких признаков того, что соседние страны готовы вмешаться в военные действия.
Учитывая позицию Эрдогана, который называет себя защитником всех мусульман, восставших против западной исламофобии, нужно готовиться к тому, что турецкий лидер разделит конфликт на «они и мы», то есть мусульмане против Запада. Прискорбно, что на Западе многие, особенно ультраправые, готовы рассматривать любой конфликт с участием мусульман и немусульман как столкновение цивилизаций и культур, а не как столкновение региональных или национальных интересов.
Мой источник утверждает, что если Эрдоган пойдет по этому пути, он рискует изолировать Турцию не только от Запада, но и от арабов и персов в Иране, в дополнение ко многим более мелким этническим группам, которые, хотя и являются мусульманами, не считают, что Турция должна определять их судьбу, как это было во времена Османской империи. Например, иранские азербайджанцы, которые составляют 25% населения Ирана, движимы патриотизмом и этнической принадлежностью, а не религией.
Между тем Россия заявила, что рассматривает Турцию не как стратегического союзника, а как «тесного партнера». На прошлой неделе министр иностранных дел России Сергей Лавров пояснил, что Россия никогда не называла Турцию своим стратегическим союзником и никогда не квалифицировала данную страну таким образом.
Россия и Турция поддерживают мнимое экономическое партнерство и разделяют общее недоверие к Западу, несмотря на поддержку разных сторон, воюющих в Сирии и Ливии.
У Эрдогана были связаны руки, пока на президентских выборах в Турецкой Республике Северного Кипра не одержал победу Эрсин Татар, получивший полную поддержку со стороны турецкого правительства. Эрдоган принял стратегию, направленную на то, чтобы открыть для Турции путь к реализации интересов турок-киприотов. Татар гордится тем, что он человек Анкары на Северном Кипре. По словам осведомленного источника, Анкара будет вести переговоры с кипрским правительством, и интересы Турции будут важнее реальных интересов турок-киприотов. Победа Татара не имеет особого значения, потому что он следует указаниям Анкары и будет делать то, что от него хотят. Его избрание в качестве президента облегчает Турции задачу, которая заключается в навязывании турецкой политической повестки дня на будущих переговорах с греками-киприотами, которые считают, что единство Кипра невозможно после избрания Татара. Гордясь победой протурецкого кандидата, Турция объявила о проведении военно-морских учений 27 и 28 октября в Восточном Средиземноморье, через несколько часов после того, как НАТО сделало заявление о том, что Греция согласились отменить военные учения в Эгейском море.
Эрдоган проводит политику экспансии и расширения влияния Турции в то время, когда пандемия коронавирусной инфекции больно бьет по турецкому народу, чья экономика продолжает истекать кровью из-за провальной экономической политики турецких властей. Напомним, что в понедельник курс турецкой лиры к американскому доллару упал до исторического минимума. По состоянию на понедельник, курс турецкой валюты упал до 8 лир за доллар. Тем не менее Эрдоган предложил США ввести санкции в отношении Турции, которыми они грозят с момента подписания контракта о поставках российских зенитно-ракетных комплексов С-400.
Как обычно, Эрдоган верит только в себя и смотрит на мир сквозь розовые очки. И когда в минувшую субботу какой-то мелкий торговец пожаловался ему, что он не может обеспечить свой дом хлебом, Эрдоган ответил: «Не преувеличивайте… Выпейте чаю и хорошо проведите время». Ответ Эрдогана напоминает слова Марии-Антуанетты перед началом Французской революции!
Поведение Турции ставит США и ЕС перед сложной дилеммой: должны ли они наложить экономические санкции, чтобы заставить Эрдогана отказаться от амбиций на Южном Кавказе, в Северной Африке и Восточном Средиземноморье? Не приведет ли это к финансовому кризису в Турции, который заставит беженцев бежать в Европу? Смогут ли точечные санкции удержать Эрдогана от религиозных и националистических стремлений?
Эрдоган действует бездумно. Он может поменять политический курс, но только после того, как отправит сообщение своим сторонникам о том, что арабы и соседи Турции пляшут под его дудку. Но, как говорит мой источник, это рискованно. Ему нравится выставлять Турцию как преемницу Османской империи на Ближнем Востоке, но арабы и другие народы по-разному воспринимают историю османского господства. Например, Саудовская Аравия сейчас призывает к бойкоту «всего турецкого».
Мой источник утверждает, что Эрдоган обеспокоен предстоящими президентскими выборами в США, так как он сделал ставку на свои личные отношения с президентом Дональдом Трампом. Некоторые говорят, что ему удалось заставить Трампа отказаться от введения санкций в отношении Турции за покупку российских зенитно-ракетных комплексов С-400, несмотря на то, что они угрожают национальной безопасности НАТО и США.
Кандидат в президенты США от Демократической партии Джо Байден в случае своей победы вряд ли остановит тех, кто требует введения санкций в отношении Турции. Байден подтвердил, что займет более жесткую позицию в отношении Турции, и что Эрдоган должен заплатить за свои действия.
Конфликт между Байденом и Эрдоганом усилился после инцидента, произошедшего в то время, когда Байден был вице-президентом. Во время визита в Турцию он встретился с представителями оппозиции. Это разозлило Эрдогана до такой степени, что во время частной встречи он сказал жене Байдена, что она должна контролировать своего мужа.
Если победит Байден, то он обязательно свяжет Эрдогану руки. А также скоро ухудшится экономическая ситуации в Турции, поскольку ЕС намерен наложить санкции на нее в начале декабря. Кроме того, на предстоящих выборах турецкий лидер может обнаружить, что турки не вспоминают о былом величии османского господства с той же гордостью, как он. С того момента много прошло времени, и все изменилось до неузнаваемости.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Источник