13 октября свой 89-й день рождения отпраздновал легендарный саксофонист Алексей Козлов. В минувшую пятницу его главное детище, первый советский джаз-роковый коллектив «Арсенал», поздравил своего отца-основателя. В празднике принял участие корреспондент «МК».
Почему праздничный концерт в честь столь знаменательного события не день в день? Ответ прост: уже не один год группа «Арсенал» еженедельно выступает в Kozlov Club по пятницам — об этом знаю все поклонники отечественного джаза. Традицию нарушать не стали. Поэтому пятница, вечер, «Арсенал», (зал без единого свободного места) и главный герой вечера.
Концерт еще не начался. У сцены приоткрылась дверь, из которой вышел человек, он сделал полтора шага и сел за столик в первом ряду — зал взорвался аплодисментами. Человек, который в представлении не нуждается, — Алексей Козлов. Статный, стильный, в полосатом пиджаке и кепке. Глядя на него, с трудом верится, что когда-то этот человек пел блатные песни под гитару, даже играл в карты с урками. Но, как он сам признается, с кривой дорожки его «сдуло» увлечение джазом.
Начинается вечер без случайных людей — все здесь абсолютно преданные фанаты джаза и таланта мэтра. На сцене ведущий вечера Лев Боровков, который слушает музыку «Арсенала» с 9 лет. Признается, что если бы кто-то сказал ему, что он удостоится когда-нибудь чести вести концерт ко дню рождения Алексея Козлова, то он послал бы этого человека, не поверив. Но вот он на сцене! Вместе с ним вечер начал Кирилл Мошков, главный редактор ведущего российского портала о джазе. Ностальгически поделился, что концерт группы «Арсенал» был первым джазовым мероприятием, на которое он попал в своей жизни: ему было 13.
— Чрезвычайно тронут видеть вас в добром здравии, — обращается Мошков к Козлову, а дальше в зал. — Человек этот сделал то, чего никто из наших музыкантов больше не смог, — сформировал нарратив о себе. История, которую мы знаем о нем, рассказана его словами. Он сам формировал повестку и понимание того, как нам нужно знать историю нашей собственной культуры. Не говоря уже о том, что при этом он создал колоссальный массив музыки, на котором мы выросли.
Только вдумайтесь: Козлову — 89, «Арсеналу» — 50! В зале целый калейдоскоп возрастов — и все кайфуют, все знают их и ждут, особенно «Ностальгию», визитную карточку группы.
Порадовал своих гостей и сам виновник торжества. Алексей Семенович, выйдя на сцену, рассказал о том, как еще в войну, когда он с семьей эвакуировался в Куйбышев, задумался о том, что такое медитация.
— Я научился впадать в транс, — делится Козлов, — Это сделало мое творчество в дальнейшие годы медитативным.
После небольшой речи маэстро исполнил скэт — импровизированный вокализ, где вместо слов — слоги, звуки и бессмысленные слова, понятные лишь самому исполнителю. Завороженный зал следил за каждым движением губ, а после — хлынула бурная овация. Сложно поверить, что этот человек сможет когда-нибудь уйти со сцены на заслуженный отдых.
По еще одной традиции на сцену вынесли огромный именинный торт со свечками. Задуть их товарищ джазовый старшина поручил «Арсеналу». А после им подсластили жизнь всем гостям праздника.
Музыкальное приношение Козлову в этот вечер принесли соратники по «Арсеналу». В центре всеобщего внимания была Анна Королева, преемница маэстро, которая на сцене превратилась в одну огромную любовь, чьи теплые музыкальные лучи направлены и Алексею Козлову, и слушателям, и джазу. Вместе с ней на сцене зажигал современный состав «Арсенала», к которому присоединялись арсенальцы прошлых составов — тромбонист Вадим Ахметгареев, бас-гитарист Анатолий Куликов (играли в «Арсенале» в 1970-е–1980-е), клавишник Андрей Виноградов (был в составе группы в 1980-е). И «Ностальгию», которую ожидал без исключения каждый в зале, исполнил именно он, да еще и на колесной лире! Инструмент старинный, необычный — вместо смычка здесь колесо. Хорошо знакомая мелодия, любимая страной, но в совсем неожиданном звучании.
Зал стоя провожал именинника с праздника и одаривал его оглушительными аплодисментами, скандируя «С днем рождения!», а Алексей Козлов с лицом-улыбкой шел сквозь зрительный зал, триумфально подняв руки, сжатые в кулаки.