Фото: Личный архив
Вихрь, тайфун, землетрясение… Анна Уколова своей невероятной энергетикой снесла все заготовки по интервью, вместе со «сложными» вопросами с хитрыми ловушками. Она рассказывала байки и смело рушила стереотипы.
В итоге встреча (редкая, надо сказать, Анна не любит давать интервью) превратилась скорее в дружескую беседу с высоким уровнем эмоциональности. Начали мы с сериала «Дядя Леша», который вышел на онлайн-платформе KION 1 мая (Анна играет там вместе с Тимофеем Трибунцевым, Сергеем Лавыгиным и другими прекрасными актерами), но поговорили о многом.
«Должна быть легкость»
— Анна, почему вы согласились сниматься в «Дяде Леше»?
— Меня покорил наш режиссер Дмитрий Невзоров – интеллигент старой школы, очень воспитанный, знает, что и как он хочет снять и как это должно выглядеть на экране. Который всё понимает с полуслова. И съемки в итоге прошли так спокойно, без лишней суеты. Это было настоящее актерское счастье!
— Вы играете вместе с Тимофеем Трибунцевым. Его участие вам было важно?
— Конечно! Когда сказали, что Трибунцев играет главную роль, все вопросы моего участия сразу отпали. Мы уже не первый раз играем вместе, до этого был “Домашний арест”. Трибунцев – это всегда знак качества проекта, он бренд, талант. Сразу поняла, что на площадке в такой компании мне будет по-настоящему хорошо.
— Расскажите о вашем образе в «Дяде Леше»? У вас какой-то особый грим был?
— Я играю директрису школы с такой огромной бородавкой на подбородке. По сюжету ей приходится носить характерный парик, почему так — узнаете из сериала, рассказывать не буду. Возможно, не все меня узнают сразу в этом гриме, но, думаю, точно опознают по голосу. Во время работы я окунулась в азы старой школы, когда ты работаешь над образом так, как это делали лучшие советские актеры. По-настоящему кайфовала. И сериал получился душевный!
— Вы серьезная актриса, снимались в звездных фильмах. Что заставляет вас сниматься в комедиях? Все-таки легкий жанр.
— Благодарю за комплимент. У меня, к счастью, есть выбор, где сниматься. Как нам говорили: поработай на имя, чтобы имя поработало на тебя. Так что могу в комедии сняться. Немножко насмеялась, хочется драмы. Поэтому я чередую. Над собой все равно постоянно надо работать, тем более актрисе.
Фото: Личный архив
— Владимир Меньшов говорил, что смеяться на съемках комедии плохая примета. Во время этих съемок смеялись за кадром?
— Думаю, что на площадке все-таки должна присутствовать легкость. Потом на экране это будет заметно. Все успешные комедии, в которых я участвовала, получились потому, что мои партнеры – талантливые ребята. А еще потому, что мы были знакомы, еще до того, как начали в кино сниматься. Все, с кем я подружилась в голодные студенческие годы, все сейчас востребованы. Начинали с общежития, когда борщ варили – кастрюлю на всех. Сработали мои ставки! Может, у меня еще и чуйка срабатывает и на проекты, и на людей. Приятно, что нет у нас этого «тебя снимают, меня не снимают».
«Не люблю пробы»
— В вас есть знаменитый актерский снобизм? Тут буду сниматься, здесь не мой уровень, пусть другие снимаются…
— Нет, конечно! Люди разные. Кто-то смотрит «След», и зачем ему этот «Левиафан»? Нельзя людей судить за то, что они смотрят, это их дело. И я люблю играть для разной публики. Когда начинала, то снималась в мелодрамах на «России». Но бог все-таки любит меня, и в итоге этими ролями моя карьера не ограничилась.
Мне важен коллектив, то, кого я играю. Да, были и менты, и проститутки, но у них же разные характеры, разное детство у всех было. Даже круто, если ты всю жизнь играешь следователей, а они разные. И внешне и внутренне. Это же интересно. Но одну и ту же роль я не хочу играть. Это ни в коем случае не звездная болезнь. Просто я люблю свою профессию, и на площадке очень требовательный человек.
— Сериал «Престиж» один из лучших в этом году. Спасибо вам за эту работу!
— Вы делаете мне комплименты, но спасибо надо говорить кастингу, режиссеру. В институте говорили: Аня, у вас такая мощная энергетика, вы талантливый человек, только вам надо найти своего режиссера, который эту энергию направит. Сейчас понимаю, что уже научилась делать текст органичным для себя, выбирать партнеров. Могу себе позволить. Из всего можно сделать конфетку, но важен коллектив.
— В современном кино есть место импровизации? Или все контролируется режиссером?
— Только это и есть. И поэтому, может, я не люблю личные пробы. Хотя ансамблевые я люблю. И, конечно, всегда знакомлюсь с режиссером и с группой. Ты приходишь и сразу все понимаешь. С этими людьми проводишь по 12 часов на площадке, больше, чем дома.
Фото: Личный архив
«В милицию пойду»
— Анна, вы в себе эту уверенность всегда ощущали?
— Когда приехала в Москву, то еще не знала, что буду актрисой. А Москва мне понравилась. И я понравилась Москве. На вокзалах я не ночевала, сразу поступила, не было со мной, к счастью, страшных историй, и жутких приключений. Неинтересный пассажир для журналистов. Потому что у меня все с первого раза получилось. Но про кино я сначала не думала, да и не снималось тогда ничего. Все равно: думаю, останусь, в милицию пойду. Хотела быть следователем.
— Вы сказали, что не сразу хотели стать актрисой. Как у вас эта мысль родилась?
— Не у меня. Мы жили в поселке, мама была заведующей домом культуры. И вот поехали поступать заочно на организатора культмассовой деятельности. Чтобы хоть какое-то было образование, и можно было в доме культуры работать. А брат мне говорит: смотри, тут актеров набирают. Попробуй.
А набирали десять человек для местного театра. Попробовала. Мне сразу поставили 10. Подошли и сказали: вам здесь делать нечего, вам надо в Москву ехать. Вы кем будете здесь, тамадой? Очень люблю театр, но и за копейки не очень хотелось работать, для меня важно, чтобы была возможность обеспечить семью. Мне-то самой – ладно, я из поселка, я картошки сварю, консервы открою.
— И что решили?
— Вместе со мной в Самаре поступал Максим Лагашкин, мы с ним знакомы с 1994 года, зёма мой, мы брат с сестрой. Ему тоже сказали ехать в Москву, он поехал, а потом и я. И взяли сразу! Причем не ходила ни в Щепку, ни в Щуку. Училище! Я же в Самаре училась в Институте культуры! Что тут самое крутое? ГИТИС. Вот в ГИТИС и пойду.
— Там же конкурс адский?
— 500 человек на место. Но меня сразу на конкурс взяли. На платное и не думала идти. Это глупо платно учиться на актера, или тебе это дано, или не дано. Обаянию и памяти на текст не научат.
«Не надо сравнивать!»
— Образование обязательно для актера?
— Образование, конечно нужно получать. История театра, фехтование, танцы… Но научить тебя актерскому мастерству никто не может, это с детства или дано, или не дано. Если ты хочешь, чтобы твой ребенок в будущем был актером, надо ходить в музыкальную школу, надо точечно ходить на кружки. На аэробику, на гимнастику, на иностранные языки, все это тебе пригодится.
— Вот в Голливуде…
— А почему не в Болливуде? Мне очень не нравятся сравнения. Даже когда мне говорят: ты прям Мордюкова или Русланова. Да с чего это? Я Анна Уколова!
— Ну вот не согласен. Когда в актерах видишь энергетику любимых звезд прошлого, это невероятно круто! У вас правда есть энергетика Нины Руслановой!
— Энергетика – это другое. Надо тогда говорить: энергетически похоже.
— Вас же звали в Голливуд, почему не поехали?
— Мне позвонили, говорят: из Голливуда. Я говорю: сразу нет. Почему? Мне не нравится, что русским актерам всегда предлагают играть «плохих русских». Они говорят: нет, вы там будете играть хорошую, русскую разведчицу в фильме про нашего агента Филби. Говорю: а я английского не знаю. Они отвечают: так она русская. Даже хорошо, что язык ломаный. Спрашиваю: а кого пробуют? Некоторые режиссеры боятся сказать актрисе, кто идет на эту роль. А мне интересен вкус режиссера. Или он Уколову пробует, или Пегову, или Снигирь. Понятно, что мы все разные. Они говорят: нет, только вас. Откуда узнали про меня? Показывали «Левиафан» где-то на фестивалях и режиссер решил: вот эта русская актриса, у нее такая энергетика, она сыграет всю доброту и мощь русского народа. И вот они меня нашли.
Фото: Личный архив
— Звучит круто!
— У нас же пандемия была, все закрыто. По зуму общаемся с режиссером, я с переводчиком сижу. Сделала прическу, как я в «Левиафане». Они очень серьезные. Говорят — на площадке мы очень строгие, но в 9 вечера мы все идем в паб пить пиво. Меня, говорю, это устраивает. На площадке я очень серьезная, но когда «стоп!», это уже мое дело, что я делаю.
Все прекрасно, материал прислали.
— Так почему сорвалось?
— Началась эпопея. У них наши прививки не действуют, надо ехать в Хорватию прививаться. И потом контракт на месяц, а съемочных дней всего шесть, остальное время надо просто ждать в гостинице. Началась СВО, а съемки в Румынии и Англии. Не буду я там в гостинице сидеть. А потом начали и здесь кино снимать. Вот и решила, что здесь больше заработаю. А вот этот престиж – «я снималась в Голливуде», обойдусь.
— Там же, наверное, и деньги другие?
— Думаете, они там много платят? Они платят так же, ну чуть-чуть побольше.
«Сын говорит: ты молодец!»
— Какие же у вас амбиции, если даже международное признание не стимул?
— Мне всего хватает. Меня спрашивают — как ты все успеваешь? А что успеваю? Снимаюсь дозированно, туда-сюда не летаю. Сколько зарабатываю, мне хватает. Квартира, машина, сын в платной школе. Все меня устраивает. Не надо мне трехэтажную дачу, если у меня один сын – все ему достанется. Потому и один, чтобы ему все досталось.
— Вашему сыну Марку 12 лет, он как к вашим работам относится?
— Так он и телевизор не смотрит. Но год назад у меня была премьера детского фильма. И мне пришла такая идея – пригласить весь класс, а они с двух с половиной лет в этой школе, снять кинотеатр. В школе автобус взять и свозить весь класс, посмотреть. Рассказываю директору, он дает автобус, приглашает пятые, шестые, седьмые классы, снимает кинотеатр, все оплачивает. Рассказываю продюсеру: так, за это я делаю творческую встречу с главными героями. И вот 1 сентября, дети все нарядные, приезжают, смотрят фильм, включается свет. И тут заходят главные герои. Ладно – я, они меня в школе видят, а тут все актеры! Представляете, как круто.
— Что Марк о вашей работе говорит?
— Мы с ним «Точку» посмотрели, ему понравилось. Правда, где там голая была, я закрывала экран. Это мой самый любимый фильм пока за все года, как я потратилась актерски, какая атмосфера была.
— Когда родители устраивают нечто грандиозное, как ваш поход в кино, дети переживают иногда…
— Да, переживает, очень скромный. Он раньше мне говорил: можешь за мной не приходить в школу? Потому что ты приходишь – вся школа сбегается. А когда папа приходит, он меня молча заберет – и все. Конечно, он гордится. Сейчас вот «Летучий корабль» ходили смотреть. Понравилось, говорит, ты молодец. Слава богу.
Всегда уделяю ему внимание, не откупаюсь подарками. Он такие вещи сразу сечет, говорит: не надо деньги тратить. Все понимает и обязательно: не надо, я тебя люблю. После того, как родила, стараюсь сниматься, только в Москве, или не очень далеко уезжать.
— Вам в детстве хватало родительского тепла, внимания?
— Да. Я просто не знаю, что такое громко разговаривать. Когда режиссер кричит на кого-то на площадке, думаю: тебя в детстве недолюбили, что ли? Ты перед кем здесь выпендриваешься? Мне тоже не со всеми режиссерами и актерами хочется работать, стараюсь отказываться от таких проектов.
Фото: Личный архив
«Все от мозга зависит»
— В школе кого играли?
— Осла в «Бременских музыкантах». У меня был низкий голос, я круче всех говорила: «Е-е-е…». Мы же из поселка, мы и в кукольном театре участвовали, и на лыжах ходили, и в теннис, и в шахматы играли.
— «Подростковый бунт» был у вас?
— У меня про сына спрашивают: уже бунт начался? Какой бунт? Нет. И у меня не было. Один раз я маме сказала: почему все гуляют, а я нет? Мы типа интеллигенция, а у ребят вокруг поселка принято гулять. Мама говорит: так иди, кто тебя держит. Мне ничего в жизни не запрещали, ремнем не пороли. Сходила, и больше что-то не хотелось. Мне дома никогда не отказывали. И я сына так же воспитываю. Когда говорят: у всех бывает бунт. Но не все же беременные соленые огурцы едят. Я мозг мужу не выносила, соленого мне не хотелось. Все от мозга зависит.
— Вы же едва ли часто сейчас в метро спускаетесь, где за людьми наблюдаете?
— Очень люблю смотреть передачу «Мужское/Женское» и «Давай поженимся». Потому что там показывают настоящих людей, не актеров. Обязательно что-то возьму для ролей.
— Артем Ткаченко недавно в интервью сказал, что у нас в стране женщины-актрисы получают меньше, чем мужчины. Это правда?
— Нет, я слышала, что питерские актеры получают меньше, чем московские. Поэтому они сюда перебираются. Но мы друзьям не задаем вопросы: сколько получаешь? Хватает. Наверное, я в эти списки не вхожу.
— Когда вы соглашаетесь на роли, вы думаете о том, как сын посмотрит?
— Недавно снималась у студента, причем бесплатно, студентам надо помогать. Там была откровенная сцена, но он объяснил концепцию, я сказала, как готова в ней сняться… Если ты красиво снимаешь, можно как в «Левиафане» сделать. Намек, и всем понятно, что вы там не грибы закатываете. Понимаю, где мне сниматься, где – нет. Не только сын увидит, но и педагоги, ученики школы. Поэтому и татуировок не делаю, и в соцсетях не состою.
— Говорят, что татуировки актерам вообще противопоказаны?
— Кто-то делает. Но я не все. У нас и в роду ни у кого нет, только у брата, но он боевой летчик, у них принято группу крови набивать. Он у нас Чечню прошел. У нас же летное училище в Сызрани. Поэтому у меня половина родственников – летчики. Недавно меня позвали поехать к нашим ребятам в госпиталь. Был выходной – шашлыка накупила и поехала. Мне приятно. Мы все братья и сестры.
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ
«Евровидение-2024»: фрики, политическое лицемерие, бойкот десятка стран (подробнее)