«Холопов», написанных Петром Гнедичем в начале прошлого века, не доводилось видеть с 1987 года, когда великая «старуха» Малого театра Елена Николаевна Гоголева выходила в роли княжны Плавутиной-Плавунцовой. Она была богиней прошлой эпохи, играла еще в «Холопах» 1921 года дочь сенатского чиновника Веточкина Дуню. О связи времен постоянно напоминает премьерный спектакль Андрея Могучего в БДТ им. Товстоногова, далекий от хрестоматийного прочтения, где публику встречают китайские туристы и рабочие из Узбекистана в оранжевых жилетах.
Начало задерживают. В фойе слышен стук молотков. Странно, что все еще идет монтировка декораций. Наконец двери открываются. На сцене по-прежнему монтировщики. Не сразу понимаешь, что это актеры и спектакль уже идет.
Рабочие заваривают доширак, лежат на разбитом паркете старинного особняка, где идет вялотекущий ремонт. На их глазах оживают призраки полуразрушенного дома, былой жизни, хотя никакая она не былая, а самая что ни на есть настоящая.
Спектакль идет 4 часа 15 минут, формально с двумя антрактами, при этом действие не прекращается в перерывах. Зрители бродят по театральному фойе и буфету, натыкаются на актеров, сидящих на ступенях парадной лестницы. Иногда только «холопы» и способны указать, где находится, допустим, мемориальный кабинет Товстоногова.
Часть публики зал не покидает, потому там происходит нечто особенное. Перед сценой в одиночном пикете стоит актриса Татьяна Бедова, только что игравшая экскурсовода, водившего по сцене гостей из Поднебесной. Она держит в руках плакат: «Я против разрушения особняка Плавутиных-Плавунцовых! #боже храни Петербург».
В партере в том же условном антракте появится и группа китайцев, которых играют настоящие китайцы, и можно к ним присоединиться, узнать, зачем им полуразрушенный особняк. Если вы в буфете, то сможете следить за происходящим в зале и на сцене на специально установленных экранах.
В финале второго акта стены особняка обрушатся, и сидящие рядом студенты скажут: «Сыпется Петербург». Петербуржцы мгновенно реагируют на сигнал тревоги. Все, что связано с разрушением исторического центра, воспринимается ими как знак беды.
Один из рабочих на сцене окажется учителем китайского языка и поразит своими познаниями китайских гостей. Образованный человек вынужден зарабатывать на жизнь в чужой стране совсем другой профессией и относятся к нему как к рабу. Холопству, въевшемуся в наше сознание, и посвящен спектакль Могучего. Текст пьесы Гнедича для БДТ адаптировала Светлана Щагина, сохранив в нем главное. И пошла волна. Театр загудел.
Действие сопровождают титры. Например, такие: «Рабочий день в государственном учреждении начинался в 5 утра. Император лично проверял явку чиновников на службу». Павел I выскакивает из сундука времени, на внутренней стороне которого изображена карта Российской империи. События из современности переносятся в 1801 год. Скоро государя не станет. А пока он напоминает крохотного Щелкунчика, помахивающего игрушечной сабелькой. Его играет миниатюрный, как ребенок, актер Алексей Ингелевич.
Кукольного Павла I отправляют в ложу над сценой, откуда он взирает на всех нас. Он так высоко, что в БДТ его величают «мыслью об императоре Павле I, живущей в головах русского дворянства, чиновников и других жителей Петербурга 1801 года». Когда он отправится в мир иной не по своей воле, его тельце унесут со сцены в мешке. Кукольный театр лишится одного из своих актеров.
Хозяйка дома — княжна Екатерина Плавутина-Плавунцова — выезжает на сцену в инвалидном кресле с черным вороном за спиной. Ее играет Марина Игнатова — стильная, в коротко стриженном рыжем парике, темных очках, высоких сапогах. Она как пародия на современную законодательницу мод. Это вам не Елена Николаевна Гоголева с пучком седых волос и в архаичном антураже.
Княгиня отмечает сразу два дня рождения — свой и мопса Бьютьки, роль которого играет современный пес по кличке Вениамин Львович. И тут приходит весть о возвращении из Парижа бывшего холопа Степана Перейденова (Дмитрий Воробьев). Тут-то события и примут неожиданный поворот. Всеми битая, но гордая посудомойка Глафира окажется совсем не той, за кого ее принимают. Сыграла ее Юлия Марченко — тонкая и чуткая актриса, у которой совсем мало возможности проявить себя в этой роли, хотя она ключевая.
Сенатского чиновника Петра Веточкина, такого же раба, как и все другие, сыграл Валерий Дегтярь. Хотя из его сюртука торчит зеленая ветка, ничего живого в нем нет. Виктор Княжев виртуозно сыграл племянника княжны Платона. Откуда он такой у непокорного отца, лишенного должностей и высланного из столицы за сопротивление воле императора. Хотя границы независимости относительны. Платон — заядлый игрок, вечный должник, напомаженный ухажер — смешно подскакивает, словно игрушечный солдатик, и совершенно не похож по пластике на других персонажей крепостного театра.
Разве что воспитанница княгини Агничка (Алена Кучкова) существует в утрированной манере. Главный носитель холопства — мажордом Веденей (Анатолий Петров). У него несметные бакенбарды и такое же подобострастие, если рядом господа. А если холопы низшего звена, то он — исчадие ада. У сцены располагается живой оркестр, который помогает преодолеть переход из города мертвых в город живых.
На «Холопов» билеты теперь можно приобрести только по паспорту, но спекулянты все равно снуют у входа. Хотя Петербург — не Москва, и держит марку. Там баснословные цены не проходят.