Амаяк (справа) с отцом — знаменитым иллюзионистом Арутюном Акопяном. Фото: Личный архив семьи Акопян
На протяжении нескольких десятилетий об Амаяке Акопяне впору было шутить цитатой из «Афони»: «И когда это ты, Борщов, все успеваешь?» Он был везде: снимался в кино, вел программу «Спокойной ночи, малыши», гастролировал… Но в последние годы Акопян резко ушел в тень. Говорят, что стал затворником, что неважно себя чувствует.
Амаяку Арутюновичу в декабре исполнилось 67 лет. Набираю его номер, чтобы узнать, как дела. И мне отвечает знакомый с детства голос. Такой же задорный и смешливый.
Трагедия на съемках первого фильма
В фильмографии Амаяка Акопяна около 35 ролей. Сын знаменитого советского иллюзиониста, народного артиста СССР Арутюна Акопяна после школы поступил на режиссерский факультет ГИТИСа. И первые приглашения на съемки начал получать еще студентом.
— В 1977-м меня позвали сниматься в Северную Осетию, предложили роль музыканта в фильме «Пишите письма», — вспоминает Акопян.
На съемках произошел жуткий случай. В фильме снималась актриса Микаэла Дроздовская (в «Мимино» она играет жену негодяя, на которого герой Кикабидзе кидается за брошенную сестру). Съемочная группа «Писем…» размещалась в горной гостинице. Выдался выходной день. Большинство актеров уехали в город. А Дроздовская решила отоспаться. На дворе ноябрь, номера были неотапливаемые, поэтому актриса включила в номере обогреватель с открытой спиралью. Когда спала, одеяло сползло на прибор и загорелось. А 41-летняя женщина надышалась угарным газом и потеряла сознание. Ее вытащили из номера с тяжелыми ожогами и переправили самолетом в Москву, но врачи не смогли ее спасти.
— Страшная смерть! Это так повлияло на меня, 20-летнего, что я потом какое-то время вообще отказывался сниматься в кино.
Однако уже в 1978-м на экраны вышел фильм «Красавец-мужчина». Роль у Акопяна — эпизодическая, гость на свадьбе. Но зато в какой компании: Олег Табаков, Михаил Козаков, Марина Неелова. Потом были еще несколько эпизодов. Первая главная роль — в фильме «Фантазии на тему любви» (1980), затем — в комедии «Бедная Маша» (1981).
— После этого появилось много приглашений сниматься. Но я уже работал иллюзионистом на эстраде, и Министерство культуры СССР начало приглашать меня выступать за рубежом. Тогда за границу выезжали единицы. За мои выступления в других странах хорошо платили, я привозил с гастролей валюту и почти всю ее отдавал Родине. В общей сложности объехал с гастролями 70 стран. От этих концертов мне оставался лишь небольшой процент. Такие условия были для всех — артистов, спортсменов, художников.
— Несправедливость?
— Я так не считаю. Даже этого процента было более чем достаточно, чтобы очень хорошо жить в СССР. В год у меня было от 5 до 8 поездок. Этого хватало, чтобы иметь одну хорошую подержанную заграничную машину, купить дачу, квартиру, полностью их обставить. Я ни в чем не нуждался.
«Хичкок обзавидуется»
В кино Акопян продолжал сниматься, если это не противоречило гастрольному графику. В середине 1980-х режиссеры начали открывать его как драматического артиста.
— Первый режиссер, который в меня поверил, — Александр Бланк, он снимал «Возвращение Будулая» (1985). Это была небольшая, но серьезная роль (персонаж Акопяна — цыган-артист. — Авт.). А потом Юрий Кара позвал меня в фильм «Воры в законе».
Сцена в фильме «Воры в законе» получилась такой кровавой, что ее сократили. Фото: Кадр из фильма
— Вашего персонажа, наперсточника, приковывают в гараже к батарее, заводят машину и закрывают двери. Выхлопные газы заполняют помещение и, чтобы спастись, шулер… отпиливает себе руку. Когда вы сценарий прочитали, не обалдели от такого «предложения»?
— Когда мы обсуждали с Карой моего персонажа, я ему говорил, что карточные трюки, игру в наперстки, стаканчики, о которых он просит, сделаю в лучшем виде. Подраться в кадре надо? Без проблем. И тут Кара меня перебил. Мол, будет еще один интересный эпизод: «Вы отпилите себе руку ножовкой! Это будет очень кровавая сцена, Хичкок обзавидуется!» И действительно очень сильно получилось.
Акопян вспоминает, как снималась эта сцена.
— Сначала на запястье, которое я должен был пилить, накладывали широкий браслет, сделанный из металлической банки. Затем поверх него к моей руке прикрепили презерватив, который наполнили красной жидкостью. Сверху — побритую шкуру свиньи, купленную на рынке. Получилось очень похоже на человеческую кожу. От презерватива у меня под рубашкой и за спиной шла длинная трубочка. На другом конце была резиновая груша, на которую давила ассистент режиссера в тот момент, когда я пилил себе руку, — чтобы подавать эту бутафорскую кровь. Было два дубля. На первом я пилил и орал так, что вся съемочная группа мне сопереживала, будто все по-настоящему происходит. А потом попросил еще один дубль. И во время него у меня пила соскочила. Я довольно глубоко резанул себя — шрам на правой руке есть до сих пор. Наивысшей похвалой для меня стали слова Валентина Иосифовича Гафта: «Амаяк, это твоя лучшая роль. Здесь ты сыграл гениально». На предварительном показе впечатлительные женщины во время этой сцены падали в обморок. Поэтому при финальном монтаже Кара ее сократил.
— После «Воров в законе» Гафт рассказывал, что к нему на другие съемки приехал настоящий вор в законе, поблагодарил за роль и подарил две бутылки водки…
— В моем случае это был звонок на домашний телефон. Человек красивым баритоном сказал: «Здравствуйте, Амаяк Арутюнович. На зоне вас и ваши таланты очень уважают. Мы предлагаем вам поработать с нами. Вам нужно будет подобрать из наших людей команду и поехать по стране, играть в карты, как вы умеете. За полтора-два года вы получите столько денег, что никогда в жизни больше не нужно будет работать». Я, конечно, отшутился: «Вы думаете, что в СССР найдется человек, который в здравом уме сядет играть в карты с Амаяком Акопяном?» — «Если хотите, мы вам пластическую операцию сделаем!»
Рахат Лукумыч с Каркушей на тату
В 1990-м в прокат вышел фильм «Взбесившийся автобус», в котором Акопян сыграл террориста. Сценарий был написан по мотивам реальной истории, произошедшей двумя годами ранее. Несколько человек захватили во Владикавказе (тогда Орджоникидзе) автобус с детьми, потребовали 3 млн долларов и вылет за границу.
— Режиссер Георгий Натансон встретил меня на Киностудии имени Горького: «Амаяк, я вас очень люблю, но хватит вам играть положительных розовых мальчиков! Вам нужно сыграть настоящего негодяя, мерзавца». Я согласился, не читая сценарий. В одной из сцен мой персонаж прикрывается ребенком от снайперов, как щитом. Это я сам придумал и уговорил режиссера попробовать.
От этих двух последних ролей поклонники были в шоке.
— Я ведь тогда снимался на телевидении в детских передачах — «Будильник», «С утра пораньше» плюс «Утренняя почта». И тут роли негодяев. Однажды утром — звонок в дверь. Я открываю — стоит женщина с двумя детьми. И с порога сразу: «Как вы могли? Вы такой хороший артист. Мои дети вас любили… А теперь вы сбиваете коляску с ребенком, мучаете детей…» Я только после ее ухода понял, что она говорит о моих персонажах. То есть зрители меня идентифицировали со злодеями из кино!
Акопян оказался перед выбором. Роли получились яркими, на него посыпались приглашения играть именно злодеев. Но что делать дальше? Продолжать сниматься или больше не шокировать аудиторию?
— Меня в этом смысле спасли 1990-е. Фильмов снималось мало. Я уехал работать за границу: два года в Японии, несколько месяцев в парижском Диснейленде. А в России работал, выступая в казино.
— Что там была за публика?
— Новые русские, новые армяне и так далее. Люди, которые проигрывали деньги мешками. Меня они любили. В том числе и настоящие бандюги. Часто просили повторить тот или иной карточный трюк, кидая на чай по 500 долларов, по тысяче. Сумасшедшие деньги по тем временам. Однажды такие поклонники, кавказцы, мне подарили BMW. Подогнали машину прямо к дому на Кутузовском. Ключи бросили на капот: «Это тебе!» Я сказал, что таких дорогих подарков не беру. Позже на каком-то вечере ко мне подошел мужчина: «А помнишь, мы тебе BMW дарили? Чего не взял? Мы же от души. Нам не жалко. Та машина все равно в угоне была — ее из Австрии пригнали…»
По словам Акопяна, когда в середине 90-х его позвали ведущим в «Спокойной ночи, малыши!», он буквально растворился в этом проекте.
— Я придумал нового персонажа — Рахат Лукумыч ибн Изюм Цукатович. Мне снова пошли благодарные письма от детей и их родителей. Теперь ко мне на улицах часто подходят люди, говорят: спасибо вам за наше детство! Однажды мне человек показал татуировку на плече — Рахат Лукумыч, Хрюша и Каркуша. Кто из современных актеров может похвалиться такой любовью? Значит, что-то хорошее я для своей публики сделал…
Артист не слишком часто появляется на массовых мероприятиях. Один из последних выходов в люди — похороны Александра Ширвиндта. Апрель 2024 года. Фото: Артур НОВОСИЛЬЦЕВ/АГН «Москва»
Чуть не погиб на съемках «Мастера и Маргариты»
— В 1994-м Юрий Кара снял свою версию «Мастера и Маргариты», где Мастер — Виктор Раков, Маргарита — Анастасия Вертинская, а Воланд — Валентин Гафт.
— Я там играю конферансье Жоржа Бенгальского, которому кот Бегемот на сцене отрывает голову. Так вот, я из-за этой головы чуть не погиб! Это сейчас во всех фильмах компьютерная графика, а тогда, чтобы изготовить бутафорскую голову, нужно было снять с артиста гипсовую маску. Я приехал на киностудию. Для меня замешали гипс, попросили раздеться по пояс. Надели на волосы резиновую шапочку и начали накладывать на лицо гипс. Но в кураже обмазали меня со всех сторон, а не только лицо. Получился скафандр. Только из ноздрей торчат бумажные соломинки, через которые я дышу. И тут гипс застывает, а они его с меня не успевают снять!
По словам артиста, на крики сбежалось полстудии, в грим-уборной собрали консилиум, чтобы решить, что делать.
— Принесли кувалду, молоток, долото. Стали долбить потихоньку, пилить. Можете себе представить, что с мной происходит внутри этой маски с закрытыми глазами? Начинается клаустрофобия. В какой-то момент я даже теряю от страха сознание, и меня укладывают на какую-то скамейку. В итоге скафандр, слава богу, все-таки раскололся по частям, но тоже не без приключений. Уши закрывались специальными плафонами. Они отвалились и порвали мне хрящики. А еще мне забыли перед гипсом промазать специальным средством брови и усы, чтобы они не прилипли. И часть моей растительности на лице отошла вместе с маской.
Когда актер очнулся, ему дали граненый стакан водки — прийти в себя. Он выпил, а потом, конечно, высказал все, что думает о гримерах.
«С сыном о политике не говорим»
Одна из самых непростых для Амаяка Акопяна тем — его сын Филипп. Еще в 1990-е бывшая жена иллюзиониста увезла мальчика в Штаты. Он вырос и стал специалистом по разработке нейроэлектроники. Сейчас ему 40 лет.
Сын Амаяка Акопяна Филипп живет в США. Фото: Личная страница Филиппа Акопяна в социальных сетях
— Удается вам общаться с сыном после начала СВО?
— Никаких проблем у нас с ним нет. Да, сын живет и работает в этой поганой Америке. У него семья, дети. О политике и специальной военной операции мы с ним не разговариваем. Он взрослый человек, и если он сочтет нужным, приедет в Россию. Но пока обстоятельства складываются иначе. С внуками мы общаемся по телефону. Я не ставлю сыну никаких условий. Это его судьба, его жизнь. Но, конечно, мне было бы приятнее, если бы мой сын жил рядом со мной и приносил пользу своей Родине. Для меня это сложная ситуация.
— Россиян — артистов, спортсменов и так далее — сейчас во многих странах «отменяют». Отлучили от фестивалей, соревнований…
— Раньше, даже при железном занавесе, они не могли себе такого позволить, потому что в СССР были лучший цирк, лучший балет, лучшая театральная школа. Весь мир аплодировал советским артистам. Они у нас всему этому учились. Я всегда гордился, что я из Советского Союза, потому что за мной стояла великая держава. Жаль, что в мире сейчас такая грустная ситуация. Страны, которые против нас сегодня воюют, подписали кровавый контракт с дьяволом.
КСТАТИ
Травмы из-за трюков
— Вы рассказывали, что в молодости сами выполняли все трюки в кино, и теперь это аукается…
— Это так. В «Ворах в законе» мне швырнули в спину резиновое колесо. Попало так, что я потом несколько дней лежал с травмой позвоночника. Во «Взбесившемся автобусе» я во время драки вылетал через лобовое стекло. Первый дубль сделал каскадер. Но после этого я поперся к режиссеру и попросил сделать актерский дубль. Упал неудачно, получил серьезную травму шейных позвонков, которая до сих пор о себе напоминает: у меня часто кружится голова, я не могу водить машину. А в Швеции я во время выступления на телевидении свалился в оркестровую яму. Упал на какие-то коробки, это немного смягчило удар. И еще ведь выскочил оттуда, смеюсь, машу зрителям руками, будто это так и задумано. А потом ночью рыдал от боли… Сейчас надо железки ставить какие-то. Но я не решаюсь. Эти титановые штуки ведь могут и не прижиться. Тогда буду совсем скрюченный. Я и так еле хожу, опираясь на зонт.
ПАМЯТЬ
«Папа выступал в окопах»
— Ваш отец Арутюн Амаякович во время Великой Отечественной войны ездил по фронтам в составе концертных бригад. В семье он о войне когда-нибудь рассказывал?
— Крайне редко. Как и другие люди, которые прошли те тяжелые годы. Папа со своими коллегами-артистами за четыре года выступил почти 2 тысячи раз. В медсанбатах, под открытым небом с грузовиков, а то и вовсе в окопах. Траншея осыпалась от бомбежек, но концерт все равно шел. Однажды большой чемодан с реквизитом, который папа везде возил с собой, спас ему жизнь. Рядом разорвалась мина. Повезло, что в чемодане лежали всякие металлические цилиндры для трюков, горшки, баночки. Кто-то из артистов был ранен. Папа контужен. Дырки в чемодане от осколков он потом залепил чем-то.
— Отец когда-нибудь надевал все свои награды?
— В советское время была телепрограмма, которая выходила 9 Мая — «Наденьте ваши ордена». У меня сохранилась фотография, как папа стоит на сцене с другими артистами в кителе с наградами. Этот китель я храню до сих пор. Каждый год 9 Мая вешаю его на шкаф рядом с большим портретом папы. Горжусь им!
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ
В Кронштадте снимут русский Форт Боярд, а Сергей Бурунов просит сумасшедшие деньги после успеха (подробнее)