Накануне 50-летия режиссер репетирует спектакль про второстепенных героев
Кинорежиссер Алексей Мизгирев, снявший картины «Кремень», «Бубен, барабан», отмеченный «Серебряным Леопардом» в Локарно, «Конвой» (участвовал в «Панораме» Берлинале), «Дуэлянт», накануне своего 50-летияя, которое придется на 1 июля, ставит в МХТ им. Чехова спектакль по мотивам рассказа Чехова. А по его собственному сценарию другой режиссер снимает многосерийный фильм об эмиграции 20-х годов прошлого века.
Алексей Мизгирёв – выпускник философского факультета Томского университета и мастерской Вадима Абдрашитова во ВГИКе. Он очень талантливый человек, а теперь и сам мастер. Более десяти лет назад Алексей уже ставил в Гоголь-центре спектакль «Братья» по мотивам фильма «Рокко и его братья» Лукино Висконти. А сейчас он репетирует в МХТ им. Чехова спектакль со странным названием «Дамасобачка» по чеховскому рассказу «Дама с собачкой», который сам же инсценировал необычным образом. Это новая история с второстепенными героями. В фокусе внимания оказалась не курортная пара – Гуров и Анна Сергеевна, а жена и муж главных персонажей, которым изменили. Чехов о них только упоминает, а у Мизгирева они вышли на первый план.
«Для меня самый известный рассказ Чехова никогда не был историей про любовное приключение. За сюжетом чувствуется иная тема, — говорит Алексей Мизгирев. — Тема отчаяния. Мужчина и женщина никогда не могут быть счастливыми. Человек вообще не может быть счастливым. Жизнь всегда победит. И даже сеансы психотерапии не помогут. Правда, есть и еще одна чеховская тема — красота. Способность видеть красоту даже там, где она неочевидна. Вот где Чехов оставляет нам всем надежду…».
В это же время начались съемки многосерийного фильма «Изгои» по сценарию Алексея Мизгирева, который почему-то он сам не стал снимать. В режиссерском кресле — Сергей Чекалов. Алексея заинтересовали события начала 20-х годов XX века, когда русские офицеры оказались в эмиграции и пытаются выжить в Константинополе, не имея средств к существованию. У главного героя – белогвардейского офицера — погибли во время Гражданской войны жена и дети. С остатками армии Врангеля он прибывает в Константинополь. Среди беженцев и вдова русского барона Екатерина Дикова, вынужденная зарабатывать проституцией ради сына.
В картине снимаются: Александр Устюгов, Оксана Акиньшина, Кирилл Кяро, Сергей Марин, Вячеслав Чепурченко, Азамат Нигманов, Лера Горин, Ксения Трейстер. Съемки запланированы в Москве, Санкт-Петербурге, Выборге. Константинополь будут снимать в Баку.
«Мы покажем начало XX века, Константинополь, где наши герои, носители одной культуры, сталкиваются с представителями других наций: турками, французами, англичанами. Персонажи попадают в обстоятельства вне своей культуры, вне своей страны, которая к тому времени была разрушена, поэтому они пытаются выжить: люди ломаются психологически, у кого-то меняются цели и приоритеты в жизни, — рассказывает режиссер Сергей Чекалов. — На мой взгляд, эта история про русский дух. Когда человек находится в комфортных условиях длительный период, то это притупляет и в каком-то смысле разлагает его. Он становится менее подвижным с точки зрения развития и, попадая в экстремальные ситуации, может сломаться под гнетом жизненных обстоятельств. Если же у человека есть цель, отвага, то его дух силен, он способен пройти через настоящий ад. Мы будем снимать в Старом городе в Баку, где просто потрясающая фактура. В самом Стамбуле снимать Константинополь практически невозможно, потому что он очень осовремененный и густонаселенный. Улицы с огромным количеством людей сложно перекрывать, поэтому выбор пал на Баку».
«Изгои» — это эпическая сага об исковерканных судьбах большого числа людей, целого народа. Мне интересно исследовать, как возможно человеку остаться человеком при падении на самое дно общества. А моя героиня, баронесса Дикова, проживает личную трагедию на фоне разрухи, крушения привычной жизни и, как любая женщина, спасается благодаря любви. Этим меня привлекли проект и героиня», — говорит Оксана Акиньшина.