13.05.2021

Александр Жуков: «Стараюсь не пропускать ни одной театральной премьеры»


С первого созыва в Государственной Думе было немало выдающихся деятелей культуры и искусства, которые не только на законодательном уровне отстаивали интересы отрасли, но и оказали большое влияние на формирование мировоззрения и художественного вкуса депутатов. «Работая в течение нескольких созывов бок о бок с режиссёром Станиславом Говорухиным, многие парламентарии увлеклись кинематографом, а депутаты  коллеги Галины Волчек стали заядлыми театралами», — вспоминает думский старожил Александр Жуков. О роли культуры в жизни депутатов первый вице-спикер палаты рассказал в рамках авторского проекта депутата Наталии Пилюс в пресс-центре «Парламентской газеты».

— Александр Дмитриевич, вы были депутатом шести созывов Государственной Думы. Какие наиболее интересные встречи с деятелями культуры повлияли на вас, на формирование вашего характера, вашего мировоззрения?

— Первым, кто привил мне любовь к истории и культуре, был мой отец Дмитрий Жуков — писатель и автор историографических книг о деятелях истории: протопопе Аввакуме, Сергии Радонежском и других. Он был человеком энциклопедических знаний, а в нашем доме часто бывали известные писатели и художники: Солоухин, Бондарев, Шилов и Глазунов. Так что к культурной среде я был приобщён с раннего детства.

Уже будучи депутатом Госдумы в течение нескольких созывов, я работал с выдающимся режиссёром Станиславом Говорухиным, который последние годы возглавлял Комитет по культуре. Мы с ним достаточно близко общались, как и с худруком «Современника» Галиной Борисовной Волчек. С Иосифом Кобзоном в пленарном зале несколько лет просидели на соседних партах. Депутатом избирался и певец Александр Розенбаум. Все они не только внесли огромный вклад в развитие законодательства о культуре, но и оказали колоссальное влияние на своих коллег. Разумеется, такое близкое сотрудничество так или иначе приобщает к театру, кинематографу. Станислав Говорухин заложил традицию показывать в парламентском киноклубе лучшие отечественные фильмы, приглашал на просмотры известных актёров. В «Современнике», в бытность Галины Волчек депутатом, мы не пропускали ни одной премьеры. Этот театр и сегодня один из моих любимых.

Во время работы в Правительстве в течение 10 лет я был председателем попечительского совета Большого театра. Это время совпало с реконструкцией самого известного театра страны, в результате которой Большой был, по сути, заново отстроен, но при этом сохранил свой исторический облик. Это был масштабный и очень сложный проект. Трещины в фундаменте театра могли, без преувеличения, привести к полному обрушению здания. Были проведены колоссальные работы, вырыли котлован глубиной более 30 метров, чтобы строители могли «зайти» снизу. Были установлены сотни бетонных свай, скрепили фундамент.

Теперь о масштабе работ напоминает только Бетховенский зал внизу, под основным зданием театра — это бывший котлован. А у меня была уникальная возможность посмотреть на театр с неожиданного ракурса.

Большой театр всегда был и остаётся главным театром страны и ведущим в мире. Много раз я был свидетелем, как проходят гастроли театра в разных странах, как принимают артистов Большого на самых лучших мировых театральных площадках. Каждый раз это восторг публики, нескончаемые овации. Стараюсь бывать на всех премьерах: люблю и оперу, и балет. Огромное впечатление на меня произвёл драматический спектакль «Двенадцать», показанный Никитой Сергеевичем Михалковым буквально на днях, 24 апреля, на сцене Большого. Это был уникальный опыт.

Работы по реконструкции основного здания Большого театра. Фото: РИА Новости/Михаил Фомичев

— Вы возглавляете оргкомитет по подготовке и проведению празднования 100-летия Театра им. Евгения Вахтангова. О каких планах по предстоящему юбилею можете сообщить нашим зрителям?

— К 100-летию театра готовится большая программа: уже проведена масштабная модернизация сцены, будет открыт дом-музея Вахтангова во Владикавказе — создается уникальная творческая и образовательная площадка, издаются книги по истории театра — презентация двухтомника «После Вахтангова» и книги «Наш Этуш» состоится 19 мая и многое другое. Только запланированные гастроли откладываются — пандемия внесла свои коррективы.

Что касается творческих мероприятий, то к 100-летнему юбилею художественный руководитель театра Римас Туминас ставит «Войну и мир». Премьера запланирована на осень, думаю, что это будет значимым событием в культурной жизни страны. Ведь Вахтанговский театр — один из любимых россиянами. Совсем недавно онлайн пересмотрел спектакль «Принцесса Турандот» 1968 года и в очередной раз был поражён, насколько свежо и актуально он смотрится.

—  Какие законопроекты в области культуры в этом созыве вы считаете приоритетными и почему? С какими законами или событиями в жизни страны, по вашему мнению, будет ассоциироваться седьмой созыв Государственной Думы? 

— В первую очередь закон, который оптимизировал процедуру госзакупок для учреждений культуры. Прежняя система была тормозом для подготовки новых спектаклей, концертов и выставок. Не менее важным считаю закон, направленный на борьбу с билетной мафией, который дал возможность защитить театры от спекулянтов. По опыту Большого театра я знаю, что это большая проблема, когда билеты скупают спекулянты, а затем распродают втридорога.

Из законопроектов, которые находятся в портфеле Госдумы, хотел бы отметить инициативу, которая устранит избыточную маркировку произведений искусства. Убеждён, что существующая система  0+,  6+ и так далее порой мешает школьникам знакомиться с классикой. Безусловно, она требует совершенствования.

Кроме того, на рассмотрении палаты законопроекты об увековечении памяти Победы в Великой Отечественной войне, в частности разработанные по поручению президента поправки о запрете публичного отождествления роли СССР и фашистской Германии во Второй мировой войне.

— Вы приехали в пресс-центр «Парламентской газеты» со встречи парламентской фракции «Единая Россия» с премьером Михаилом Мишустиным в рамках подготовки к отчёту Правительства в Госдуме. Обсуждался ли там вопрос дополнительной поддержки регионов и сельских территорий в рамках нацпроекта «Культура»?

— В Послании Президента Федеральному Собранию был поставлен широкий круг задач социальной направленности, по многим из которых нужно принять решения безотлагательно. Причём нужно их не только быстро принять, но и добиться, чтобы они быстро вступили в действие, и здесь требуется совместная работа депутатов и Правительства. Наша партия считает, что на строительство сельских домов культуры и кинотеатров выделяется недостаточно средств. А это важнейшая часть поддержки сельских территорий. Люди уезжают из села, если нет культурной жизни. Нужно эту программу обязательно развивать.

Фото: Геннадий Михеев / ПГ

— Ваша жизнь неразрывно связана со спортом. Вы были президентом Олимпийского комитета России. При подготовке и проведении Олимпиад большое внимание уделяется культурной составляющей. Как была представлена наша страна на Олимпиадах в части культуры и искусства? Какое культурное событие тех лет вам больше всего запомнилось?

— Действительно, Олимпиада всегда не только спортивное мероприятие. Это уникальное событие, когда люди из разных стран могут познакомиться друг с другом, продемонстрировать свои достижения, в том числе в области культуры. Именно поэтому культурная составляющая любой Олимпиады очень весома. Особые возможности при этом есть у страны-хозяйки. Россия в максимальной степени воспользовалась Олимпиадой в Сочи, чтобы рассказать о себе всему миру… Приведу лишь одну цифру: за 4 года до Игр в Сочи в рамках подготовки к Олимпиаде мы провели около 3 тысяч различных концертов, выставок и премьер, в которых приняли участие около тысячи артистов и деятелей искусства. Лично для меня самым запоминающимся стал концерт оркестра под руководством Юрия Башмета для строителей олимпийских объектов. Башмет с музыкантами играли прямо на стройке хоккейного дворца в Имеретинской долине, в лютую стужу и в строительных касках. Это было совершенно невероятное зрелище!

Культура — это особый, универсальный язык межнационального, межгосударственного общения. Именно поэтому так важно, чтобы каждое крупное межгосударственное мероприятие — спортивное, политическое, экономическое — сопровождалось культурной программой. Особое место занимают и культурные обмены, перекрестные годы стран и так далее. Это позволяет странам и народам больше знать, уважать и доверять друг другу. Хотя бывают и забавные ситуации. В ходе конкурса российской песни в рамках Года культуры России в Китае я узнал, что, оказывается, многие жители этой страны считают, что «Подмосковные вечера» и «Катюша» — народные китайские песни. А если серьёзно, убеждён, культура — неотъемлемая часть жизни каждого человека и важная составляющая  сотрудничества между странами.

Беседовала Наталия Пилюс

Записала Светлана Заверняева

#спорт
#театр



Источник

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *