Виртуоз на банджо Степа Грушко («Мы из джаза», 1983). Фото: Кадр из фильма
В этом году Александр Панкратов-Черный отмечает свой день рождения в Сочи. Там в Зимнем театре сегодня пройдет его творческий вечер.
75 лет — возраст солидный. Но у Александра Васильевича неугасающий юношеский азарт. То его с рейса снимут за «неспортивное» поведение (хотя он считает, что 100 граммов для храбрости на борту — это нормально). То поскользнется на тонком льду, сломает ребра и даже не заметит… Человек он неспокойный. Заводной. И невероятно обаятельный. Публика его обожает. Женщины особенно. «Я и сейчас со спины — глаз не оторвать», — в шутку говорит о себе актер.
Вспоминает, что в молодости часто приходил к своему духовнику на исповедь покаяться. Так что однажды священник сказал ему: «Александр, вы так часто каетесь, что пора бы поменьше грешить».
Как он «почернел»
Попасть в кино он мечтал с детства. Когда в его родное село Конёво, что в Алтайском крае, приезжала кинобудка, было как окно в большой мир. «В кино я увидел впервые самолет, пароход, автомобиль. У нас деревне такого ничего не было. Вот почему захотел идти в кино», — вспоминает Панкратов-Черный. Актерскую судьбу ему предсказала цыганка. Хотя его мама уговаривала идти в военные — там одежка казенная и кормежка казенная. Надежно.
После театрального училища в Нижнем Новгороде он приехал в Москву поступать во ВГИК на режиссера. Кстати, именно во время учебы в киноинституте он встретил там своего полного тезку, который был уже известен в кинематографических кругах как оператор документальных телефильмов. Чтобы двух Панкратовых не путали, один из них добавил к своей фамилии — Черный, а другой — Белый. По цвету волос. Один Александр был жгучий брюнет, а второй, наоборот, светловолосый.
В итоге Панкратов-Черный пошел по актерской стезе. Хотя и снял как режиссер несколько фильмов. Но уже его третья по счету роль в кино сделала его суперзвездой и определила дальнейшую судьбу. Музыкальная ретрокомедия Карена Шахназарова «Мы из джаза» своим успехом у зрителей во многом обязана замечательным артистам, в ней снявшимся. Неотразимого усатого музыканта Степана, который играл на банджо и трубе и пел песню про чемоданчик, зрители запомнили и полюбили. Никто и подумать не мог, что у Панкратова-Черного совсем нет музыкального слуха. Он открывал рот под фонограмму. А пел за него оператор картины Владимир Шевцик.
Недавно стал дедом
Если актерская судьба складывалась удачно — Панкратов-Черный снялся в сотне фильмов и до сих пор не жалуется на отсутствие приглашений в кино, то карьера кинорежиссера не задалась. «Я тратил годы, создавал картины, а их клали на полку, — рассказывал он в интервью. — Ту же «Систему «Ниппель» запретил лично Борис Ельцин. Посчитал, что я снял на него пародию. И вышла она только при Владимире Путине. А мне приходилось работать таксистом и по ночам мыть трамваи рядом с Киностудией Горького».
Во всем его поддерживает преданная и терпеливая жена Юлия Монахова, с которой он вместе почти полвека. Говорит, что рядом с ней очень старается стать ангелом. Да не получается: крылья не растут. Но это все мелочи жизни. Главное, что недавно у них родилась внучка Татьяна. Сын Владимир, которому почти 44 года, наконец-то их осчастливил. Это и есть главный подарок к юбилею.
СТИХИ АКТЕРА
«Я никогда дышать не перестану…»
А еще Панкратов-Черный с юности пишет стихи, сейчас готовится выпустить четвертый сборник. Вот одно из его стихотворений:
Я никогда дышать не перестану —
Мне Богом быть и жить разрешено,
Мне надо утром выходить к туману,
Мне надо настежь открывать окно,
Мне надо солнце встретить на восходе,
А на заходе надо проводить…
И раствориться капелькой в природе,
И сердцем боль таких же капель пить,
Любить!.. А если вдруг…
Так, значит, надо —
Господь уйти мне, значит, разрешил…
И пусть Земля проститься будет рада,
Простив за то, что умер я и жил…
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ
Азамат Мусагалиев высмеял уехавших коллег и объяснил, почему отказался сниматься в «Интернах» (подробнее)