«А еще тут была шпионская школа…»: расследование историка о районах Москвы
Согласно третьей легенде, в межевой грамоте, оставшейся со Смутного времени, можно встретить название «Серебряный овраг». Близ деревни Татарово и села Ново-Троицкое, на правом берегу Москвы-реки, пробил себе русло ручей в черных юрских глинах оврага, в которых поблескивали окатыши белоснежного гипса.
Можно выбрать любую из этих легенд, все они по-своему хороши и привлекательны, и у каждой есть вполне реальная основа. Или почти реальная…
Уже несколько веков эти места известны сосновым бором, а возраст многих деревьев составляет более двух веков.
Через полуостров Серебряный Бор проходила дорога на Звенигород, хотя она и не была главной торговой трассой. Удобнее было добираться по Смоленскому тракту.
А когда московский государь Алексей Михайлович выбрал эти места для соколиной охоты, то и вовсе не до торговых путей стало. Царскую охотничью вотчину закрыли от посторонних глаз и желающих порезвиться вместе или вместо государя.
Но это очень помогло местной фауне. Еще в начале ХХ века здесь существовали колонии цапель, а в чаще гнездились соколы.
Конюшенная волость перешла под начало удельного ведомства, и в конце ХIХ века оно начало сдавать в аренду большие участки земли под застройку. Дачный бум дошел до Серебряного бора. Этому способствовало и строительство шоссейной дороги.
Всю землю разбили на квадраты, чтобы в дачном поселке у хозяев были равные условия. Квадраты разделяли просеки и линии. А улицы назывались соответственно: 1-я, 2-я, 3-я линии, Прибрежный просек. Надо отметить, что арендная плата доходила до 40-50 копеек за квадратную сажень, но это не останавливало желающих построить дачу в красивом месте.
Одним из первых дачников стал московский генерал-губернатор, великий князь Сергей Александрович. За ним потянулись и московское дворянство, и купечество. Чтобы не скучать, отдыхающие активно включились в благоустройство поселка. Так появился летний театр, площадки для танцев и детских игр. А управляло всем «Общество благоустройства» — местный орган самоуправления. На дачи добирались на извозчиках до конечной. С тех пор мало что изменилось, остановка «Круг» находилась в том же месте, где сегодня конечная троллейбусов.
Развлекали местных дам и офицеры, поскольку с ХIХ века с дачами соседствовал артиллерийский парк, и стоял летом Фанагорийский полк (его исторические казармы находятся на нынешней улице Баумана, бывшей Немецкой).
Дачный поселок так и стал называться — Серебряный Бор. До начала ХХ века он расширялся за счет постоянно вырубаемой старинной рощи. Дачи тогда строили в модном стиле модерн. К счастью, некоторые из них сохранились до наших дней. На набережной построили мостики через многочисленные ручейки.
В 1915 году архитектор Щусев спроектировал церковь в память братьев Катковых, известных своими пожертвованиями на церковные нужды. До наших дней храм не дожил.
А у озера Бездонного тоже есть своя история. Александр Блок в дневнике пересказывает историю со слов местного лесничего, который поделился с поэтом легендой о связи озера с океаном и о таинственных находках вроде обломков кораблей, которые выбрасывало на берег. Есть и рассказ о том, что тесть Блока, ученый Дмитрий Иванович Менделеев, пытался измерить глубину озера, но не смог — не хватило длины 97-метровой веревки.
После революции ампирный домик великого князя, расположенный на 3-й линии, отошел дому отдыха МК КПСС. А бывшие дворянские дачи стали использовать под детские дома отдыха и санатории.
В первые годы Советской власти здесь поселили старых большевиков. Чтобы они могли поправить здоровье на свежем воздухе.
А потом появились новые именитые дачники второй волны — представители уже советской элиты. Они обустроились на второй линии — Куйбышев, Блюхер, Тухачевский, главный редактор газеты «Известия» Скворцов-Степанов, председатель Моссовета Уханов… Потом большинство из них сгинули в 30-е годы и уже не вернулись к легкой дачной жизни с самоварами, разговорами и дачными романами.
В 1937 году после затопления Серебряноборской надпойменной террасы и спрямления русла Москвы-реки каналом возник новый полуостров, ставший любимым местом отдыха жителей нашего города. А сама местность вошла в состав Москвы. Вот тогда-то всю ее и стали называть Хорошевским Серебряным Бором, позабыв, где он был раньше и поверив в многочисленные легенды.
Тогда же город и остров соединили большим Хорошевским железобетонным мостом шириной в 25 метров. Он построен по проекту архитектора Фридлянда и инженера Белоголового. На набережной канала появилась пассажирская пристань «Серебряный Бор», облицованная гранитом, с колоннадой и лестницей до поселка.
В 1939-м здесь построил дом Герой Советского Союза Владимир Коккинаки. Половину одного из домов снимала вдова издателя Ивана Сытина. На третьей линии жил Федор Шаляпин. А на участке почти в 2 гектара поселилась семья Валерия Чкалова.
Среди дачных построек есть и лемешевская дача, отмеченная на всех картах. Она стала даже местом съемки фильма «Московская сага» по роману Василия Аксенова.