У режиссера Максима Фадеева нет странички в википедии. Каждый может найти там композитора-тезку (на самом деле, военный оператор взял псевдоним в честь героя «Молодой гвардии»), а вот прославленного документалиста, увы, нет. Так и с его картинами. А ведь более 10 лет назад, обеспокоившись событиями майдана, успешный тогда арт-директор Фадеев, который снимал и дайвинг, и добычу нефти в Пенсильвании, и гламурные фотосессии в Италии делал, еще в 2013 году понял, к чему все идет в родном Славянске. И, побросав успех, в качестве военного оператора начал фиксировать происходящие события: выезжал в нейтральную зону, на свой страх и риск снимал места, где шли бои, возвращался. Вел стримы, пока связь не обрубили. Имел ранения. Затем задружился с Моторолой (Арсений Павлов), Гиви (Михаил Толстых), Вохой (Владимир Жога) и другими героями Русской весны. И, как многие теперь известные военкоры, у них обучился искусству перемещения под обстрелами — видеть и виртуозно чувствовать кадр никто не научит, это врожденный дар — и поэтому с учетом особого доступа и лояльности комбатов мог запечатлеть то, что многим было недоступно: и взятие старого терминала Донецкого аэропорта, и взятие нового терминала, и бои в Славянске, Углегорске, Горловке, и работу легендарных батальонов «Призрак», «Спарта» и «Сомали», и даже стреляющего из пулемета Михаила Пореченкова.
Так с оператором, военкором, а теперь продюсером Сергеем Белоусом было создано под два десятка крупных работ («Призраки», «Его батальон», «Дорогами войны», «Непокоренный» и др.), которые федеральные каналы крутить не горят желанием. Большие кинофестивали, имеющие документальные секции, тоже игнорируют («токсичная тема», «жестокие сцены», «хронометраж подвел»). Онлайн-платформы берут неохотно — по остаточному принципу. Никто не раскручивает фильмы Фадеева, как сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте», «Преступление и наказание» или хотя бы модные теперь трукрайм-документалки про маньяков или российские тюрьмы. И все же Максим продолжает работать — как упрямый пулемет. Чтобы хоть кто-то запечатлел память тех, кто отдал жизнь за родную землю. И раз за разом умудряется снимать все более и более искусные и многослойные фильмы.
22 ноября докцикл Максима Фадеева и Сергея Белоуса «У края бездны» — продолжение и расширенная версия фильма, презентованного еще в апреле. Эта работа посвящена событиям в Мариуполе: конкретно — миссии батальона «Сомали» в битве за важнейший город. За время съемки проекта Максим сбросил на нервах почти 15 кило.
— Многие люди в России и за рубежом, к сожалению, не имели понятия, что там происходит, — признавал Фадеев. — Поэтому этот проект и возник. Война идет за душу народа.
Максим Фадеев и Сергей Белоус. Фото: Realdoc
Фильм, снятый Фадеевым и Белоусом натурально бок о бок со штурмовиками за месяц, разбит на четыре части. Можно сказать, мини-сериал. Первая («Прорыв к центру») — о броске в сердце Мариуполя с разрезанием группировки ВСУ. Вторая («Спасение Малого») — о том, как Воробей вытаскивал сослуживца Малого из пекла сражений за больницу нацгвардии. Воробей — бывший ультрас донецкого «Шахтера» Воробей, мечтавший стать кондитером, но в результате возглавивший штурмовую группу и воевавший в составе «Сомали». После одесского ада 2 мая 2014 года Роман Воробьев не смог оставаться в стороне и вступил в ополчение. Погиб он в 26 лет, после чего получил звание Героя России. Малой стал одним из лидеров «сомалийцев».
Третья («Выход к морю») — о долгожданном прорыве бойцов к Азовскому морю через минное поле. Четвертая («На подступах к «Азовстали») — о приближении к заветной цели: крепости-заводу «Азовсталь», цитадели татуированных нацистов, взятием которой и закончился штурм Мариуполя.
Роман Воробьев, позывной «Воробей»
Фото: кадр из фильма.
— По ходу непрерывных городских боев у парней происходит психофизиологическое выгорание, — подчеркивает Фадеев. — Два месяца непрерывных штурмов, большая часть личного состава погибла или ранена. Оставшимся уже все равно, убьют их или нет.
Чтобы вы понимали, за два месяца боев был только один день отдыха, парни каждый день шли вперед, постоянно приходилось что-то штурмовать.
Ключевые герои документального цикла погибли. Выжили только тяжело раненные. Да и военные операторы были на грани изнеможения. Собственно, так и подкрадывались к краю бездны. Так и передали зрителю — хотя бы отчасти — то, что переживают в зоне СВО перемалываемые бойней бойцы (режиссер рекомендует почитать «Знак беды» Василя Быкова, чтобы примерно представить, о чем может идти речь) — и не только они. В фильмах Фадеева есть, возможно, даже слишком честные кадры: и бесчеловечный расстрел нацистами машины с гражданскими (до этого — кареты скорой помощи и автомобилей с мирными людьми), и вооружение наивных музыкантов филармонии (мобилизованных в «Сомали» называют «фиксиками»), которые не имеют никакого представления об оружии, и минометные дожди, и бои в режиме реального времени, и последствия службы без ротации, и беседы с пленными, и шокирующие детали штурмов (с титрами и расшифровкой переговоров) и ранений, обугленных домов и сгоревших квартир, а еще галерея людей, живущих в подвалах месяцами вместе с детьми.
— Я не мог пошевелиться, прямо сел там под деревом и плакал, — вспоминает режиссер. — Я плакал за эту войну тысячи раз. Но это было просто… Я понял, что все, что в Донецке я больше не смогу жить. Это было невыносимо. Мне кажется, Донецк, как и весь Донбасс, умер. Обычно человек ходит по городу и подмечает: здесь дорогу почистили, здесь дом построили, здесь кафе открылось, а по Донецку идешь — тут 20 человек погибло, здесь женщину разорвало. На каждой улице кто-то погиб… Невыносимо.
Документальный цикл «У края бездны» доступен на платформах Wink, KION и Kinodrom.
На Западе не знают, что делать после удара «Орешником» по Украине (подробнее)