Весь мир, – ну, точно вся Америка – обсуждает назначения избранного президента США членов собственной администрации.
Отмечу, что Трамп еще не президент, голосование выборщиков состоится только 17 декабря, а его официальный въезд в Белый дом (и, соответственно, вступление членов его команды в должности) – еще через месяц. Но уже всё ясно, и озвученные фамилии с вероятностью близкой к ста процентам будут в ближайшее время написаны на табличках на соответствующих кабинетах.
Назначения, прямо скажем, крайне любопытные. Самые экзотические среди них – эксцентричный миллиардер Илон Маск и бывший соперник Трампа на республиканских праймериз предприниматель-индус Вивек Рамасвами, которые на пару станут соруководителями Департамента эффективности правительства (DOGE). Это новое ведомство, которое не войдет в правительство. По сути, Маск и Рамасвами будут консультантами Трампа по вопросам «устранения правительственной бюрократии, сокращения избыточных нормативных актов, уменьшения расточительных расходов и реструктуризации федеральных агентств». То есть по «осушению вашингтонского болота» и борьбе с «дипстейтом».
Сам факт появления такого ведомства обещает захватывающее зрелище, однако это всё касается внутренней политики США. Нам же гораздо интереснее кандидатуры тех, кто будет влиять на внешнюю политику США.
Итак, госсекретарем станет сенатор от Флориды Марко Рубио. Известен тем, что баллотировался в президенты еще в 2016 году, будучи соперником Трампа на праймериз республиканцев. Его принято считать радикалом и «ястребом»: он запомнился в качестве одного из самых «отбитых» синофобов в Конгрессе, сторонников смены режимов на Кубе, в Венесуэле и Никарагуа (сам Рубио – потомок кубинских мигрантов).
У демократов большинство выдвинутых Трампом кандидатур вызвали шок. Впрочем, нам тоже не стоит особо обольщаться.
Что объединяет этих людей? По какому принципу Трамп вообще выбирал?
Во-первых, по принципу личной лояльности. Во-вторых, отобранные им люди – либо ярые критики демократов, либо сами бывшие демократы, искренне разочаровавшиеся в этой партии и ее ценностях. В-третьих, все они имеют достаточно радикальные взгляды и являются «ястребами» по всем тем направлениям, на которых акцентирует внимание сам Трамп.
Итак, идеальный член команды Трампа – нетерпим к мигрантам, исламофоб, поддерживает политику Израиля, что бы тот ни делал, выступает за жесткие меры по отношению к Ирану (вплоть до военных), то же – по отношению к Китаю. Также является ярым сторонником «доктрины Монро», согласно которой весь американский континент является сферой интересов США и все неугодные режимы там должны быть ликвидированы.
То есть несмотря на декларируемую Трампом необходимость сосредоточения на внутриамериканских делах, это не значит, что США при нем откажутся от занятий геополитикой по всему миру. И основными объектами их экспансии станут Ближний Восток, Азиатско-Тихоокеанский регион и Латинская Америка, где все наши основные союзники (Китай, Иран, Куба и Венесуэла) подвергнутся сильнейшему давлению и, возможно, не только санкционному, но и военному.
Ну, еще все члены команды Трампа выступают против политики демпартии по отношению к Украине, но вовсе не потому, что разделяют российскую точку зрения, а потому, что не хотят тратить на нее деньги, стремясь переложить это бремя на Европу.
К России при этом никто из них особо теплых чувств не испытывает. Тот же Марко Рубио еще в 2014 году выступал за полное отключение России от SWIFT и неоднократно призывал к жестким санкциям против российской экономики и лично президента РФ и других высших чиновников. За что сам удостоился персональных санкций со стороны России и запрета на въезд в нашу страну.
А Майк Уолтц в недавнем интервью FT хвастался, что у США есть инструмент давления на Москву, утверждал, что Трамп посадит Москву за стол переговоров, а в случае ее отказа обрушит российскую экономику.
Да, Украина у этих людей находится далеко не на первом месте в списке приоритетов. Но она в нем есть. Как и недопущение победы России в СВО.
Собственно, в этом и заключается суть пресловутого «плана Трампа», который пока никто не видел, но все обсуждают. «Мир через силу». Они собираются заставить и Москву, и Киев сесть за стол переговоров – на придуманных ими, американцами, условиях. В противном случае будут жесткие меры.
Вот, кстати, еще один явно будущий (в отличии от американской ситуации интрига все же сохраняется) лидер – наиболее вероятный канцлер ФРГ после 23 февраля будущего года – Фридрих Мерц тоже говорит о намерении выдвинуть России ультиматум о прекращении нанесения ударов по инфраструктуре Украины в течение 24 часов. В противном случае он угрожает снять ограничения на использование поставленных вооружений и передать Киеву дальнобойные крылатые ракеты Taurus.
Вангую, уже через несколько месяцев мы увидим, как Вашингтон (устами тех же Рубио и Уолтца, а возможно, и самого Трампа) будет грозить нам поставками и снятием ограничений на использование Киевом ракет ATACMS, JAZZM и всего того, что у них еще есть.
Так что лидеры европейской «партии войны» Кир Стармер и Эммануэль Макрон, которые просят пока еще действующего президента США Джо Байдена снять запрет на удары по России, немного ошиблись адресом. Впрочем, они являются главной оппозицией Трампу в Европе, но их отличие лишь в том, что они уже сейчас хотят применить оружие против России, а Трамп намерен извлечь из угрозы его применения максимальную выгоду. И если он ее не получит, можно не сомневаться, что угрозу он реализует.
Так что, повторю, я не разделяю радости тех, кто считает, что российско-украинская тематика у Трампа и его команды на периферии и что борьба с Китаем и Ираном отвлечет Вашингтон от Украины. Не отвлечет.
«Наш пострел» явно рассчитывает везде поспеть. Тем более что он ведь обещал разделить Россию и Китай? Очевидно, именно сделка по Украине будет тем, что он предложит нам в обмен на отказ от развития сотрудничества с КНР. Совершенно нам не выгодная сделка, но единственно возможная для Америки. Такая, которая не позволит России ни победить, ни проиграть, позволит «сохранить лицо», отложив проблему на потом. А если мы не согласимся – ну, Уолтц уже озвучил…
Очевидно, стратегия команды Трампа будет заключаться в противостоянии со своими главными оппонентами (Китай, Россия, Иран) по одиночке, выкручивая нам руки сделками, направленными на подрыв нашего взаимного сотрудничества.
Как этому противостоять, думаю, нам еще предстоит совместно решить. Пока что уже ясно, что тяжелые времена ждут всех…