Показывая пример авиастроения 21-го века, Су-57 (Felon в кодиф. НАТО), возможно, завоевал сердца некоторой аудитории на авиашоу в Китае, однако у настоящей аудитории — пилотов конкурирующих стран и военных аналитиков в отношении возможностей самолета более смешанные чувства.
Су-57 является продуктом ставшего традиционным акцента России на гиперманевренность, исходящего из уверенности в решающем значении ближнего боя. Однако большинство воздушных сражений теперь происходят за пределами визуальной видимости, поэтому решают теперь такие факторы как стелс конструкции самолета, дальность сенсоров и возможности стоящих на вооружении боевого самолета ракет.
По своим возможностям в малозаметности Су-57, по-видимому, уступает западным аналогам, поскольку имеет радиолокационный профиль, соответствующий профилю самолетов четвертого, не имеющего технологий малозаметности поколения.
Су-57 также отстает по радиолокационным возможностям. Хотя и считающиеся передовыми по российским стандартам, эти возможности самолета, по западным оценкам, уступают западным аналогам как по дальности, так и по разрешению. Более того, F-22 и F-35 проектировались в качестве элемента сети, куда входят и другие боевые системы, что позволяет им вести бои в составе гораздо более надежной и боеспособной команды.
Это технологическое отставание проистекает из системных проблем в российском ВПК, где инновации часто ограничиваются устаревшей инфраструктурой и отставанием в высокотехнологичных исследованиях и разработках.
Более того, эффективный бой за пределами видимости зависит не только от скрытности и радаров, но и от ракетных технологий. Здесь Су-57 также демонстрирует значительное отставание. Помимо ракет Р37М, предназначенных для поражения маломаневренных бомбардировщиков и крылатых ракет, Россия изо всех сил пыталась разработать ракетные системы класса «воздух-воздух», которые могли бы сравниться с западным оружием с точки зрения маневренности, дальности и надежности, однако многие из якобы высокотехнологичных систем для Су-57 все еще находятся в стадии разработки.
Темпы производства истребителей СУ-57 также представляют печальную картину. Строя эти самолеты уже более десяти лет, Россия смогла произвести очень малое их количество. Как считается, их было создано менее 20 единиц.
Это резко контрастирует с ударными темпами производства и принятия на вооружение истребителей F-35, когда недавно с конвейера сошел тысячный построенный экземпляр. История Су-57 также омрачена авариями и потерями, некоторые из которых произошли из-за технических неисправностей.
Это мелкосерийное производство и неудовлетворительные характеристики привели многих экспертов к выводу, что Су-57 скорее следует рассматривать как пропагандистский прием, чем реальный рывок в возможностях современного воздушного боя. Самолет служит скорее штучным примером того, чем Россия желала бы обладать, нежели надежным пополнением собственных ВКС страны. Индия, которая когда-то была партнером в проекте, вышла из него из-за высоких расходов и недостаточных возможностей самолета.
Акцент на ярких гиперманевренных самолетах, без адекватного решения проблемы малозаметности, оснащения датчиками и современными ракетами, свидетельствует о том, что российский ВПК застрял в устаревших концепциях.