Декабрь 2019 года, Владимир Путин едет на поезде из Тамани в Керчь. Дан старт началу железнодорожного движения по Крымскому мосту.
В декабре 2014-го бандеровцы заблокировали единственный рельсовый путь со стороны Херсонщины, и с тех пор товарные и пассажирские составы сюда не ходили. Потребовалось пять лет, чтобы построить мост и прорвать вражескую транспортную блокаду. И всё последнее пятилетие мостовой переход через Керченский пролив работает день и ночь.
Сегодня к российским железнодорожникам у крымчан есть один вопрос. Почему РЖД напрочь отказалось и до сих пор отказывается возить пассажиров в Крым? Или для главного транспортного холдинга страны КрымНеНаш?
Процитируем официальный релиз: «Первым перевозчиком, открывшим пассажирское железнодорожное сообщение по Крымскому мосту, стала ТК «Гранд Сервис Экспресс». Компания запустила поезда в Крым в 2019 году, назвав их «Таврия» в честь исторического названия Крымского полуострова».
На самом деле, фраза откровенно лукава. Никакой это не «первый перевозчик», а единственный. Никто больше сюда не допущен.
Еще два десятилетия назад мало кому известный «Гранд Экспресс» катал между Москвой и Санкт-Петербургом люксовый состав, типа «VIP-отель на колесах». Но вот внезапно коммерсанты садятся на золотую жилу – именно им отдают 100% пассажиропотока на Крымский полуостров.
Только в нынешний летний туристический сезон «железкой» в Симферополь и Севастополь приехали до 2,8 миллиона пассажиров. Эту цифру еще на августовском совещании с Путиным обнародовал министр транспорта РФ Роман Старовойт. Публике неизвестно, проинформирован ли президент, что резко взлетели цены буквально на все поезда, курсирующие в курортный Крым. И при диких ценах на билеты – реально большие деньги вовсе не обеспечили комфорт! Наоборот, ехать нашим людям пришлось в настоящем кошмаре. Об этом, в частности,
Месяц за месяцем отечественные медиа рассказывали про «адские крымские вагоны». Про путешествия через аномальную жару при хронически неработающих кондиционерах и сломанных туалетах. Незабываемые дни и ночи, когда в салоне +39, а воды у проводников нет. Список составов-«духовок» оказался слишком длинным. В ответ монополисты «Гранд Сервис Экспресса» предлагали возмущенным россиянам «отправляться другими поездами».
Еще два года назад, по ходу «Открытого диалога» верхней палаты Федерального собрания, когда сенаторы Совфеда общаются с главами министерств, тогдашний глава Минтранса Виталий Савельев сделал важное заявление. Мол, транспортное ведомство и руководство РЖД наконец-то договорились, что пассажирские перевозки в Крым возьмут на себя непосредственно «Российские железные дороги».
Казалось бы, как иначе, ведь учредителем и единственным акционером ОАО «РЖД» является Правительство РФ. Ну и начало СВО сделало ситуацию настолько суровой, что дальше родной страны маршрутов нет, а про западные санкции можно забыть. Однако внезапно что-то произошло и решение переиграли. Оказалось, РЖД остается на материке, а Крым «отложен на неопределенное время».
Маразматические картинки до сих пор разворачиваются на краснодарской станции Тамань, последней на пути к Крымскому мосту. От всех поездов обязательно отцепляют локомотивы с логотипом РЖД. Дальше через Керченский пролив вагоны тянут красные тепловозы ФГУП «Крымская железная дорога».
Кому и зачем нужны эти «игры в паровозики»? В любом случае факт, что здесь продолжают крутить невероятно выгодную транспортную бизнес-схему, когда перевозчик-монополист стрижет соотечественников, как баранов.
Под занавес лета Южная транспортная прокуратура во взаимодействии с Московской межрегиональной транспортной прокуратурой вроде бы организовали проверку соблюдения прав пассажиров «в связи с публикацией сведений о повышении стоимости и недостаточном количестве билетов на поезда дальнего следования, следующие с Черноморского побережья». Время идет, результатов прокурорской проверки нет. Впрочем, другая серьезная структура — Федеральная антимонопольная служба — вообще не возбуждала по данному поводу никаких проверок и расследований.
Результаты сезона-2024 можно трактовать по-разному. Сергей Аксенов откровенно радуется пяти миллионам гостей, добрая половина которых приехала своими машинами. Эксперты туристической отрасли отмечают, что по сравнению с довоенным периодом отдыхающих в два раза меньше.
Характерный комментарий дал президент ассоциации «Туристический альянс Крыма» Андрей Пылов:
«Без открытия аэропорта «Симферополь» мы не сможем выйти на показатели заполняемости 2020-21 годов, поскольку возможности железнодорожных перевозок исчерпаны. У нас нет авиационных прибытий, у нас ограниченный поток через железнодорожный транспорт, потому что в результате многочисленных встреч с «Гранд Сервис Экспрессом» выяснилось, что нарастить проездные мощности нельзя. Основной потенциал роста – это автотуристы, которые теперь прибывают по двум направлениям- через мост и через новые/исторические территории».
Самое интересное, по словам Андрея Пылова, единственный жд-перевозчик пять лет подряд отказывается от коллективного бронирования турпоездок в Крым:
«Большое количество организованных групп серьёзно завязаны на транспортную логистику. Это обязательно организованная перевозка, и с этим есть определённые сложности. Только сейчас мы вышли на диалог с ГСЭ по возможности коллективного бронирования туроператорами железнодорожных мощностей».
«До настоящего времени, к сожалению, это практически невозможно. Потому что механизм продаж билетов у нашего единственного перевозчика не предполагал сотрудничество с туроператорскими компаниями»,- подчеркивает президент «Туристического альянса».
Расклад понятен. Ранняя коллективная бронь резко сократила бы спекулятивные возможности компании-монополиста. Труднее становится устраивать нынешние шахер-махеры с крымскими билетами, отчего-то дефицитными в любое время года. Кому оно надо?
…Начало ноября, поезд 095 «Севастополь-Москва». Фирменный, престижный, дорогой. Стоимость купе и СВ вообще космос. Верхняя боковая плацкартная полка моего соседа-студента обошлась без малого четыре тысячи рублей. Кстати, для здешних ребят, обучающихся в вузах Москвы, Питера и других материковых городов – никаких скидок нет, приходится платить по полной. Про общероссийский студенческий проект «РЖД Бонус» юные крымчане лишь мечтают.
Но вернемся в 095-й. Поздним вечером, за считанные минуты до отхода из Севастополя в тамбуре появились ромалы с огромным багажом. Какие-то тюки, коробки, баулы заполонили проход между вагонами. Так ехали до Джанкоя. Проводница не возражала. Цыганские вещи никто не проверял, билеты тоже. Как будто вернулся бардак украинских времен.
Сразу после Бахчисарая в вагоне перестали функционировать оба туалета. Их закрыли до утра, отремонтировав уже за мостом. Все это время народ бегал по составу, отчаянно пытаясь найти работающий ватерклозет.