Не секрет, что многие искренне уверены в справедливости расхожего тезиса «Москва не Россия». Ему также часто сопутствует ироничное высказывание в духе «За МКАДом жизни нет», которое, с одной стороны, призвано подчеркнуть якобы особый образ жизни и высокомерие жителей столицы, а с другой стороны, показать, что жизнь там, конечно, есть, только, разумеется, совсем не московская (а если не московская, значит непременно бедная и отсталая, в лучших традициях русофобской мифологемы). Таким образом, целенаправленно выпячивается и подсвечивается заскорузлый антагонизм между населением столичного мегаполиса и остальных регионов страны.
Стоит отметить, что данный фольклорный архетип (бывший особенно популярным в 1990–2000 годах) активно используется недругами России: либерал-предателями и их украинствующими подстилками (хотя ролью последней они, видимо, периодически меняются в зависимости от конъюнктуры). Впрочем, господчики украинствующие, как и бытовые, и профессиональные «украинцы», и без всяких сторонних внушений верят в «отсталость» России. Те же из них, что поадекватнее, то есть такие, которые хотя бы раз выбирались за пределы своего хутора, конечно, знают, что Москва — фантастический город. Но что же делать с русофобскими представлениями, привитыми в родных краях?
Тут-то им на помощь (как и всем русофобствующим в постсоветских республиках) и приходит упомянутый выше миф. Такие обычно говорят: «В России хорошо живут только в Москве и Санкт-Петербурге». И каждый раз, когда заходит речь об успехах нашей страны: о деньгах, о культуре, об инфраструктуре, об удобстве услуг, о быстром Интернете и доставке, словом, обо всём, что отражает уровень развития и делает жизнь комфортной, — они тотчас отвечают, словно заученную формулу: «Это так только в Москве и Санкт-Петербурге». То есть там же, где и все деньги (по фольклорным представлениям позапрошлого десятилетия).
Что ж, для начала стоит сказать, что неоднородность распределения цивилизационных благ характерна абсолютно для всех государств. И это вполне естественно, ведь политические, культурные, торговые и финансово-промышленные центры формируются исторически. Нью-Йорк, к примеру, вовсе не отражает реальную жизнь одноэтажной Америки, напротив, этот город во многом непохож на типичные Соединённые Штаты. Париж во Франции и Лондон в Великобритании являются единственными мощными мегаполисами в своих странах. Мадрид и Барселона, Рим и Милан, Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу, Сидней и Мельбурн — крупнейшие городские центры — сформированы парами далеко не только в России.
В то же время не будем отрицать, что именно в Санкт-Петербурге и Москве действительно сосредоточены поистине огромные (и во многом основные) культурные, образовательные и политические мощности страны.
Разумеется, о каком-либо «чудовищном» дисбалансе в реальности речи не идёт. По меньшей мере всё зависит от конкретного субъекта Федерации и его внутреннего уровня развития. Тем не менее Россия обладает колоссальными размерами, что объективно делает некоторые регионы отдалёнными от главных центров страны. И здесь, конечно, речь заходит о доступности цивилизационных благ.
В этой связи необходимо отметить, что наш президент — очень мудрый человек. Нельзя не заметить, что последние двадцать лет очень многие имиджевые мероприятия: различные саммиты, форумы, спортивные соревнования — проводятся в регионах, а не в столицах. Совсем недавно, к примеру, в Казани проходил саммит БРИКС, а прямо сейчас проходит форум «Россия — Африка» в Сочи. Высоких гостей, журналистов, а вслед за ними и туристов регулярно направляют в самые разные места России, а вместе с этим приходит и выполнение определённых столичных функций, инвестиции в инфраструктуру, развитие в самом широком смысле.
В Сочи, например, появилась первая в стране федеральная территория (то есть управление осуществляется напрямую федеральными властями) «Сириус» с образовательным центром для талантливых детей общегосударственного уровня. Там же располагается гоночная трасса для проведения чемпионата «Формула-1» (одна из немногих в стране). Таким образом, Сочи поступательно превращается в город со столичными (то есть непровинциальными) очертаниями (с учётом, разумеется, его курортно-туристического профиля).
Безусловно, равномерному развитию городов России способствовало проведение масштабных спортивных мероприятий типа зимней Олимпиады, чемпионата мира по футболу и многих других. Сегодня уже без всяких соревнований в крупнейших городах страны строят и открывают суперсовременные ледовые арены: «СКА Арена» в Санкт-Петербурге, «G-Drive Арена» в Омске, «Сибирь Арена» в Новосибирске, строящийся Ледовый дворец в Нижнем Новгороде и достраивающаяся «УГМК Арена» в Екатеринбурге. Разумеется, наличие такой грандиозной инфраструктуры (присовокупим к этому новые терминалы аэропортов, дороги, поезда и прочие блага, доступные по всей стране) делает уровень жизни в этих городах ничуть не хуже столичного.
Но в данном материале мы бы хотели чуть более подробно рассказать про другую замечательную задумку президента. Речь идёт о создании по его поручению четырёх культурно-образовательных комплексов в разных частях России.
Владивосток
В этом красивом приморском городе уже давно идут масштабные преобразования. В 2012 году он принимал саммит АТЭС (стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества), благодаря чему (о чём мы и говорили выше) там появился целый ряд уникальных инфраструктурных и культурных сооружений. Великолепные мосты через бухту Золотой Рог и на остров Русский, а также через Амурский залив. Корпус Дальневосточного федерального университета, огромный океанариум и многое другое. В 2018 году Владивосток стал столицей Дальневосточного федерального округа.
Сейчас же в городе в финальной стадии строительства находится грандиозный «Музейный и театрально-образовательный комплекс». Часть корпусов возводится на острове Русский (там же, где и новенький кампус ДФУ), главное же здание будет возвышаться на Орлиной сопке с захватывающим дух видом на море и вантовый мост. Строится и жилье для будущих артистов театра.
Теперь что же такое культурно-образовательный комплекс в замысле президента. Итак, во Владивостоке (9 000 километров до Москвы) будут: филиалы Государственной Третьяковской галереи, Государственного Эрмитажа, Российского государственного института сценических искусств, Государственного академического Мариинского театра.
Читатели, сведущие в данной теме, удивятся и зададут закономерный вопрос: «Как так? Во Владивостоке ведь уже есть Приморская сцена Мариинского театра, она открыта в 2013 году». Совершенно верно. И будет ещё одна! Не менее масштабная, чем первая. Руководит сценой напрямую Валерий Гергиев — народный артист, художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра (того, что в Санкт-Петербурге), который периодически посещает город.
Артистов для нового театра должен будет готовить собственный институт. Уже сейчас Приморская сцена Мариинского театра является центром притяжения для всей Восточной Азии (рядом с Владивостоком Япония, обе Кореи, Китай), так как русский балет знаменит на весь мир, это наш уникальный бренд. Поэтому множество иностранных туристов посещают Приморье, чтобы соприкоснуться с этим искусством (ведь до Москвы или Санкт-Петербурга им ехать тоже очень далеко). А ведь возводится ещё одна сцена.
Таким образом, Владивосток превращается в крупнейший центр высокой русской культуры на Востоке.
Приморская сцена Мариинского театра. Скоро откроется и вторая
Кемерово
Столица Кузбасса, могучий промышленный центр Сибири. В Кемерово возводят (и работы близятся к завершению) Сибирский культурно-образовательный комплекс. Он же МиТОК по типу Владивостокского (Музейный и театрально-образовательный комплекс). Впрочем, архитектура у него совершенно иная, как и наполнение.
Сибирский комплекс в Кемерово будет состоять из филиалов Государственного Русского музея и Государственного академического Мариинского театра, а также Кузбасского центра искусств.
Таким образом, в Сибири тоже появится своя сцена одного из лучших оперных театров мира.
Севастополь
Город-герой, один из славных морских городов России. У Севастополя есть все шансы стать крупнейшим культурным и туристическим центром Крыма.
Всё верно в том числе потому, что в городе строят уже знакомый нам МиТОК по поручению президента.
В Севастополе появится собственный театр оперы и балета, Академия хореографии и музейный комплекс. С оперного театра будет открываться завораживающий вид на море (как и во Владивостоке). Всё вместе будет представлять собой культурно-туристический кластер. При этом в городе также достраивают Новый Херсонес — грандиозный культурно-музейный комплекс.
Калининград
В Калининграде — самом западном городе страны — тоже строят театральный и культурно-образовательный комплекс. На острове Октябрьский появится целый ряд сооружений, в которых расположатся: филиалы Государственного академического Большого театра России, Государственной Третьяковской галереи, Московской государственной академии хореографии, Центральной музыкальной школы при Московской консерватории имени П. И. Чайковского, Российского государственного института сценических искусств.
Впечатляет, не правда ли? Получается, что на Балтике появится своя сцена Большого театра.
Помимо этого (то есть вне проекта МиТОКов), строится Арктический центр эпоса и искусств в Якутске, который тоже будет включать в себя оперный театр, филармонию и другие значимые учреждения. Центр станет одним из крупнейших в своём роде на Дальнем Востоке. Также уникальное здание театра имени Камала практически готово к открытию в Казани.
На наш взгляд, идея строительства театрально-культурных комплексов действительно потрясающая. Ведь благодаря этому создаются настоящие культурные якоря во всех концах нашей бескрайней страны (от Балтийского моря до побережья Тихого океана). А с учётом уникальности и современности возводимой инфраструктуры их уровень (во всяком случае, технический) будет даже выше, чем в столицах. И, разумеется, это создаёт потрясающие возможности для людей, которые там живут.
Сергей Газетный,