Браслеты и кулачный бой – сочетание, вызывающее в памяти образы старых кулачных бойцов, которые сражаются в трико и с навощенными усами. Эти образы словно раскрывают историю бокса. Однако изначально в них было нечто большее. Чтобы понять, что это было за «большее», придется отвлечься в исторические бои и погрузиться в эволюцию моды. Подробнее – в материале BlackBeltMag.
Взгляните на гравюры на дереве, картины, литографии или любые другие материалы XVII, XVIII и XIX веков. Не ищите изображений королевских особ и придворных, отдыхающих, пирующих и развлекающихся. Ищите изображения солдат, рабочего класса. Нужно, чтобы вы посмотрели на – сюрприз! – мужские манжеты.
У среднего класса и аристократии вы найдете оборчатые манжеты, кружевные манжеты и свободные, волнистые манжеты. Если вы достаточно внимательно посмотрите на низшие и рабочие классы, вы увидите, что эти мужчины чаще всего носили короткие рукава, а если рукава были, то была большая вероятность более узких манжет.
Почему? Потому что они были рабочими, а свободная, волнистая ткань, как правило, мешала ручному труду. Она также, как правило, ухудшала безопасность при работе с движущимися частями – мельницами и тому подобным. Если мы продолжим наше рассмотрение мужских манжет, мы начнем замечать, что эти же рабочие мужчины носили различные кожаные манжеты, латунные браслеты и, в некоторых случаях, два или три браслета на каждом запястье.
Теперь, когда мы это видим, мы видим в этом моду или практичность? На самом деле, немного и того, и другого.
Кожаные или металлические наручи/манжеты были стандартной одеждой во многих культурах и странах. Мы видим их в американской пограничной западной одежде в виде кожаных «ковбойских манжет», которые защищали руки от наматывания веревки, клеймения и других опасностей. Ковбойские манжеты были для предплечий по сути как чапсы для ног.
Именно по этим же причинам защиты кожаные и металлические манжеты появились в других обществах, от пастухов в Каталонии и скотоводов на Сицилии до китобоев около Гранд-Бэнкс и лучников в Бургундии. Но так же, как и в случае с обувью, которая защищает наши ноги, мы не возражали против небольшого рывка или всплеска моды. Ковбойские манжеты часто имели замысловатые узоры. Кожаные браслеты часто имели великолепные гравировки или, по крайней мере, одну или две декоративные пряжки, а металлические браслеты создавали блики света в своих отражениях.
Таким образом, здесь была и полезность, и мода. Но какое отношение это имеет к причинению вреда людям?
Взгляните на кожаные браслеты с заклепками, которые вы можете себе представить, когда думаете о стереотипном байкере. Это как машина времени, которая вернулась к бандам Нью-Йорка XIX века с заклепками на запястьях. Посмотрите на металлические браслеты некоторых наемных солдат в Старой Испании. Изучите браслеты на изображениях цыган в их караванах.
Мода, полезность и, как оказалось, улучшение человеческого оружия.
Как уже отмечалось, браслеты использовались в качестве защиты в одном боевом виде – стрельбе из лука. Но есть несколько упоминаний о том, что защита запястья была жизненно важна в культурах боев на клинках до того, как использование личного огнестрельного оружия стало широко распространенным. И мы не должны забывать, что дуэли на ножах и мечах были широко распространены в прошлом.
Защита запястий была жизненно важна.
Если взглянуть на заклепочные браслеты некоторых членов банд Нью-Йорка в XIX веке и «крутых парней» набережных Нового Орлеана, не нужно напрягать воображение, чтобы увидеть важность такой защиты в грубых, грязных боях, что объясняет, почему она использовалась.
Со временем укрепленное запястье стало активным как оборонительным, так и ударным оружием, и к тому же часто используемым. Чтобы лучше понять это, представьте, что плотный браслет с заклепками может добавить к вашей работе в клинче и грэпплинге.
Даже если современные мастера боевых искусств решат не вводить такие «кулачные бои» в свою программу тренировок, приятно знать, как возникла эта часть подлости старой школы. Это также способ взглянуть на мир – и на запястья, наручи и браслеты – более благодарными глазами.