На кровле здания восстановят уникальные световые фонари
Советская фэнтези-Москва, в которой достроены нереализованные мегапроекты Генплана 1935 года, вот уже лет десять не выходит из моды в кино, мультфильмах и сериалах. А теперь реализуется также в стекле и камне. Например, на Триумфальной площади знаменитый Концертный зал имени Чайковского, строившийся изначально как театр Мейерхольда, обретает некоторые элементы, которые были давно утрачены или даже вовсе не установлены к 1941 году. Это стеклянные фонари в кровле здания, парапет и скульптуры.
Концертный зал имени Чайковского (в среде меломанов — просто КЗЧ), главная площадка Московской филармонии, — один из ключевых реставрируемых объектов Москвы этого года. «Восстанавливают световые фонари, — отметил, комментируя ход работ, мэр столицы Сергей Собянин. — Эти особые конструкции крыши здания — редкий элемент. Они необходимы для естественного освещения помещения».
Фонари, как рассказала журналистам главный архитектор проекта реставрации Валентина Землянская, — одна из тех деталей, которые уцелели в КЗЧ от изначального проекта нового здания театра имени Мейерхольда. Знаменитый режиссер-авангардист планировал естественное освещение на сцене своего театра через кессонный потолок. Эта деталь проекта сохранилась и при адаптации несостоявшегося театра в концертный зал (напомним, театр был ликвидирован в начале 1938 года, а двумя годами позже в тюрьме умер и сам Мейерхольд).
К моменту упразднения театра его коробка (по проекту Михаила Бархина и Сергея Вахтангова 1932–33 гг.) была практически готова — таким образом, топология мейерхольдовского «безрангового театра» перешла в наследство КЗЧ. Посетители зала согласятся: здесь действительно практически нет классической сцены. Что касается фонарей — из восьми установленных уцелел всего один, остальные были заложены при ремонтах кровли. Теперь фонари восстановят по этому единственному образцу. Вместе с ними возвращают и кессонный потолок зала.
Внешний облик КЗЧ — наследие уже другой эпохи, проект театра к стилистическим реалиям конца 1930-х адаптировали известные мастера сталинского стиля Дмитрий Чечулин и Константин Орлов. Фасады и интерьеры — дело именно их рук. И здесь при реставрации пришлось возрождать производство так называемой терразитовой штукатурки. Фасад при расчистке оказался охристо-бежевым и оранжевым. Восстановили и утраченную декоративную решетку над встроенным в здание входом на станцию метро «Маяковская».
А некоторые декоративные элементы проекта зала — это и вовсе «реставрация несостоявшегося», то есть та самая фэнтези-Москва. Речь о скульптурах на восстановленном парапете портика со стороны Триумфальной площади — там по проекту Чечулина и Орлова планировались четыре композиции: «Танцовщица», «Балерина», «Трубач» и «Скрипач». В результате архивных изысканий выяснилось: автором скульптур была Анна Мананникова. Композиции не успели установить к началу Великой Отечественной войны, но сохранились эскизы, по которым они были восстановлены и смонтированы на портик в 2022 году.
Заголовок в газете:
В Зал Чайковского «добавят Мейерхольда»