Снижение расходов на горючее на 1-2 литра на каждые 100 км пробега становится вполне реальным, если с вниманием отнестись к выбору и использованию шин. Одним из основных факторов, влияющих на расход топлива, является сопротивление качению, и оно зависит от целого спектра характеристик покрышек.
Один из важнейших аспектов — это правильное давление в шинах. Много энергии расходуется на механическую деформацию колеса при его вращении, а недостаточное давление усиливает этот процесс, поскольку шины прогибаются сильнее, что приводит к повышенному расходу топлива. Чтобы минимизировать потери, можно слегка повысить давление в колесах. Но тут стоит учитывать, что чрезмерно накачанные шины могут ухудшить амортизацию, компоненты ходовой части начнут быстрее изнашиваться и понизится уровень комфорта в салоне. Также перекачанные покрышки обеспечивают худшее сцепление с дорогой, что негативно отражается на управляемости и безопасности автомобиля.
На эффективность использования энергии колес существенное влияние оказывают материалы, из которых они изготовлены. Чем жестче и менее эластичен состав резины, тем меньше шина подвержена деформациям. Этот принцип активно используется при разработке энергосберегающих шин.
Не менее важен и рисунок протектора: чем он более плавный и менее агрессивный, тем ниже сопротивление качению, что напрямую сказывается на снижении расхода топлива.
Немаловажным параметром для влияния на сопротивление качению является ширина шины. Увеличение ширины покрышки неминуемо приводит к росту веса колеса, ведь ширина колесного диска также должна быть увеличена. Это создает дополнительную нагрузку на двигатель, что, в свою очередь, увеличивает расход топлива. Напротив, узкие шины способствуют снижению этих издержек. Исследования показывают, что, если ширину изменить с 265 до 185 мм (для R16), то это может привести к понижению расхода горючего на 1-2 литра на каждые 100 км.
Радиус колеса также играет важную роль в уровне сопротивления качению. На скоростных участках, таких как шоссе, больший радиус способствует снижению потерь энергии на трение, что может снизить расход топлива. Однако в городских условиях, где водителю приходится часто разгоняться и тормозить, меньший радиус колеса оказывается экономичнее, поскольку требует меньше усилий от двигателя на каждое прокручивание. Таким образом, для городской езды с постоянными остановками и стартами предпочтительно выбирать шины минимально разрешенного диаметра. Если же автомобиль преимущественно эксплуатируется на трассах, целесообразнее применить шины с большим радиусом, который разрешен в руководстве по эксплуатации транспортного средства.