Законодательство в этой области четко прописано, и, что примечательно, жезл в этих нормативных актах вовсе не упоминается. Как указано в пункте 6.11 Правил дорожного движения, остановить автомобиль инспектор может «с помощью громкоговорителя или жестом руки, направленной на авто». В таких обстоятельствах автовладелец обязан остановиться в месте, показанном сотрудником полиции.
Вместе с тем, пункт 6.10 ПДД детализирует порядок действий регулировщика, в котором отмечено, что для лучшей видимости своих сигналов инспектор имеет право использовать жезл или красный диск с отражающим элементом. Это объяснимо, ведь решение остановить автомобиль обычным жестом может оставить водителя в замешательстве — как именно должен выглядеть этот жест?
Увидев на дороге сотрудника, который машет руками, водитель может решить, что эти жесты не направлены на него, а применяются с иной целью. Если вы проигнорируете эти сигналы и проедете дальше, возможно, вас догонят, и затем трудно будет убедить, что жест был воспринят неверно. Наличие жезла в руках инспектора в таких случаях придаёт ситуации больше определённости и облегчает понимание его намерений.
Любопытно, что жезлы для регулирования движения подчиняются ГОСТ Р 51567-2000, который предписывает технические параметры, методы испытаний и процедуру приемки. Эти инструменты регулировщика бывают как цилиндрическими, так и дисковыми. В тёмное время суток на помощь инспекторам приходят электрические жезлы или устройства с люминесцентным и светоотражающим покрытием.
Примечательно, что несколько лет назад активно обсуждалась идея снабдить сотрудников ГАИ жезлами с электрошокером. Планировалось, что такие приборы смогут воздействовать на нарушителя сквозь одежду толщиной до 2 мм с дистанции до 4,5 метра, приводя его в шоковое состояние на срок до 10 минут. Однако, к облегчению многих, эта инновация так и не была принята полицией.